Как выдают замуж в разных странах. Как заключается брак в исламе: подготовка к свадьбе и традиции

Выбор партнера по браку

Величайшее событие в Индии - это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые родители уславливаются о браке ребенка уже при рождении, но большинство сговариваются позже. В прошлом, брачный возраст был очень мал. В Раджастане даже заключали браки между детьми младше пяти лет. По всей Индии было принято выдавать замуж девочек в возрасте 8 - 12 лет. Мальчиков тоже рано женили. Так, Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Перепись 1921 года зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Узнав об этих данных, Ганди убедил юриста Хаар Биласа Шарду подготовить законопроект, препятствующий ранним бракам. Любопытно, что сам юрист был женат в возрасте 9 лет. "Закон Шарды", ограничивающий брачный возраст 14 годами для девочек и 18 для юношей, вступил в силу в 1929 году.


В 1955 году в Индии был принят закон, разрешающий вступать в брак по достижении 18 лет. В 1978 году в закон внесли поправку, допускающий брак мужчин с 21 года, а женщин - с 18 лет. Эти ограничения действуют и в настоящее время. Однако закон соблюдается лишь частично. Если члены высших каст и большинство горожан воздерживаются от ранних браков, стремясь дать детям образование, то деревенская беднота и члены низших каст продолжают заключать детские браки. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Согласно обследованию 2007 года, 47% индианок выходят замуж до 18 лет. При этом 13% рожениц составляли девушки 17 и менее лет. Социальная помощь и пропаганда постепенно уменьшают число ранних браков, но медленно - сложившиеся традиции сильны, особенно, в деревне.

Ортодоксальный индуизм не запрещает полигамию: среди высоких каст многоженство было распространено. "Кама-сутра" (III - IV вв.) и последующие руководства по любви - "Ратирахасья" (XIII в.) и "Анангаранга" (XV в.), описывают многоженство и даже гаремы. "Кама-сутра" советует взять вторую жену в следующих случаях: "Другую жену берут, когда [первая жена] глупа, дурного нрава, несчастлива, не рожает детей, рожает одних лишь девочек или когда муж непостоянен. Пусть поэтому она с самого начала стремится избежать этого, выказывая преданность, добрый нрав и ум. Если же она не рожает детей, то пусть сама побуждает его взять другую жену. И будучи замещена [другою], пусть по мере сил старается доставить [новой жене] высшее положение по сравнению с собой. ... Когда же она замещена многими женами, то пусть объединяется с той, которая ей ближе". Состоятельные индусы нередко заводили по две жены вплоть до ХХ века. Эта практика прекратилось после принятия в 1955 году закона о браке, запрещающем многоженство.

По подходу к выбору невесты Индию можно подразделить на два обширных региона - индоарийский север и дравидоязычный юг. На севере ищут брачного союза с семьями, не связанными кровным родством. Брак кровных запрещен. Родители выбирают невесту для сына за пределами деревни и даже соседних деревень из семьи той же касты, не имеющей с ними кровных связей. В результате, жители одной деревни заключают брачные союзы с жителями сотни других деревень. После свадьбы молодая жена попадает в незнакомый дом, где никого не знает. Она одинока, ее родные и знакомые далеко, и она вынуждена подчиняться требованиям новой семьи. В Центральной Индии также преобладала североиндийская система брака, но в смягченном виде: иногда встречаются браки в одной деревне и часто вступают в брак жители соседних деревень. Допускается обмен братьев и сестер - сестра жениха выходит замуж за брата невесты.

В отличие от северян-индоариев, дравидская семья Южной Индии скрепляет браком уже сложившиеся родственные связи. Здесь нет деления родственников по крови и по брачным связям. Но браки на юге заключают внутри ограниченного круга семей, и все их члены являются кровными родственниками. На Юге распространены браки между двоюродными братьями и сестрами и даже между дядями и племянницами. Главное то, что семья, отдавая в другую семью невесту, ожидает ответной невесты, если не сейчас, то в следующем поколении. Цель таких браков создать небольшую, крепко спаянную группу родственников. После свадьбы молодая жена попадает в дом своей бабушки или тетки и ей уютно среди близких. Муж, чаще всего, двоюродный брат, которого она знала с детства. Бывает, конечно, что невеста покидает круг родственников (если среди них нет подходящего жениха), но и тогда ее положение лучше, чем в Северной Индии.

Поиски партнера для брака - непростая задача. Родители ищут жениха или невесту через знакомых или по объявлениям в газетах, где указаны религия, каста, образование, красота невесты (с намеком на размер приданого) и доходы жениха. В деревнях родители договариваюся о браке без участия жениха и невесты, те даже не видят друг друга. В городах, в культурных слоях общества, жених и невеста обмениваются фотографиями и им могут разрешить встретиться в присутствии родственников невесты. Все больше молодых людей с высшим образованием сами решают свою судьбу. Сегодня браки по любви допустимы в высших слоях общества, если жених и невеста принадлежат к одной или близкой по рангу касте и имеют сходный образовательный и профессиональный уровень. Совсем другое отношение родителей в случае брака их ребенка с человеком другой религии (особенно, мусульманином) и, тем более, низкой касты.

В Индии, особенно на севере, семья невесты считается как бы низшей по отношению к семье жениха и должна делать ей подарки на протяжении поколения, а то и двух. Главным подарком является, разумеется, приданое. Его размер оговаривают до свадьбы. В состав приданого входят не только ювелирные украшения. Изначально, в качестве приданого невеста приносила с собой все, что нужно для обустройства быта на новом месте: белье, посуду, предметы домашнего обихода. С конца ХХ века приданое невесты все чаще стали составлять деньги и ценные предметы бытовой техники: мотоциклы, автомобили и т.д. Иногда родители жениха настаивают, чтобы семья невесты оплатила стоимость его высшего образования и даже несколько лет будущих заработков. Нередко отношение к новобрачной в доме родителей мужа определяется размером приданого. Бывают случаи, когда родные невесты не в состоянии выплатить приданое, тогда требование приданого повторяется после свадьбы, и в случае проволочек или отказа, платье молодой жены может по "неосторожности" вспыхнуть, и сама она погибнуть. Подобные убийства редко расследуют. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, браки в Индии прочные и нередко счастливые, а свадьбы отличаются не только пышностью и красочностью, но имеют сакральное значение.

Индусы верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших жертвоприношений в жизни индуса. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишенной девственности, исключена, как совершенно бесполезная. Люди, заключающие подобного рода браки и их дети, попадают в категорию изгоев. Дело в том, что, согласано ведическими представлениями, женщина есть поле - кшетра , а мужчина - владелец поля - кшетрин . Первый, засеявший своим семенем поле, становится его владельцем и владельцем всего, что на нем когда-либо взойдет. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рожденные этим полем, тебе не принадлежат, а ты всего лишь вор, засеявший чужое поле.

Помолвка и свадьба

Свадьбы в Индии любят справлять в феврале: в это время в стране весна, уже тепло и сухо, но еще нет изнуряющей жары. Свадьба состоит из досвадебных церемоний, самой свадьбы и послесвадебных ритуалов. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Основные расходы по устроению свадьбы несут родители невесты. Первой церемонией является помолвка - тилак . В этой церемонии участвует мужская половина обеих семей. Отец невесты вместе с родственниками направляется в дом жениха, чтобы поставить на лоб жениха тилак (священный знак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что его принимают как зятя. Сначала брахман , распевая мантры, проводит пуджу - ритуал поклонения богам. Затем брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины из семьи невесты. Семья жениха со своей стороны передает подарки невесте. Обычно во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо.

После помолвки наступает время подготовки к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Примерно за 15 дней до свадьбы проводится поклонение богу мудрости и благополучия - Ганеше (изображается в виде толстяка с головой слона). Ганешу просят устранить препятствия во время свадьбы. Оставшиеся дни до свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше. Следующим этапом является веселая церемония, предназначенная для женщин - Сангит. Семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика - дхолак , поют песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благополучия в семейной жизни. Сангит оканчивается богатым угощением.

Затем наступает время Менди -- нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Церемонию проводят в доме невесты в присутствии родственников и подруг. По поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. Руки невесты должны быть расписаны по локоть. На правой ладони символически изображен жених, на левой - невеста. Среди узоров скрыты их имена: считается, что если жених в день свадьбы найдет свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте расписывают ступни. Церемония сопровождается пением и музыкой. По традиции, после замужества женщина не должна работать в доме, пока узоры не исчезнут. После проведения Менди невеста не выходит из дома до самой свадьбы. В день свадьбы или за день до нее проводят церемонию Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносят пасту из куркумы, чтобы кожа сияла. В этот же день в домах жениха и невесты проводятобряд поминовения усопших предков.

В день свадьбы невеста одевает свадебное сари красного цвета на севере или зеленого у маратхов. На сари множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 кг. Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж. Обряд бракосочетания совершается вечером в доме невесты, куда прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. Раньше жених приезжал верхом на лошади или на слоне; теперь чаще используется автомобиль. На женихе праздничный наряд. На севере - это камзол шервани, украшенной золотым шитьем, узкие штаны чуридары, красный пояс и яркий тюрбан. На юге на женихе белое дхоти (набедренная повязка) и ангавастрам (накидка из легкой ткани). У ворот жениха встречает мать невесты. Она кланяется ему и ставит на его лоб тилак , защищающий от всякого зла. Жених следует к мандапу - шатру, украшенному нарядными тканями, листьями банана и цветами; в центре шатра горит жертвенный огонь. Там он ожидает невесту для проведения Вар Мала (Джай Мала) - церемонии обмена цветочными гирляндами.

Появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены. Следуют другие ритуалы, проводимые в мандале. Одним из главных ритуалов является Канья Даан . Канья означает "девственница", а даан - "дар". Во время проведения Канья Даан отец невесты кладет правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому брахман связывает конец сари невесты с поясом жениха в узел, который даже после свадьбы не должен быть развязан. Затем молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре мандапы. Обойдя огонь, они вместе делают семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является клятвой.

Завершающим ритуалом свадебного обряда является Синдурдана, во время которого жених наносит на пробор невесты синдур -- красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что будут заботиться друг о друге. По окончании свадебной церемонии молодоженов благословляют брахман - пурохит , родители и близкие родственники. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение. Празднование сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.

Положение женщин

Индийская семья многочисленна - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Положение женщины еще недавно зависело от ее касты. В низших кастах женщины работают по найму вне дома; они независимы, могут разводиться и повторно выходить замуж. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. По мнению брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Она не может требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак. Сейчас положение меняется: многие женщины из высших каст получают образование и идут работать. Соответственно, они позже выходят замуж. Ослаб и запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенной эмансипации женщин из высших каст.

Еще в XIX веке в Индии был распространен обряд сати, когда вдовы сжигали себя в погребальном костре мужа. Как правило, сати совершали женщины из высших каст: особенно много самосожжений было в Раджастхане и Бенгалии. Изуверский обряд пытались запретить еще Великие Моголы, но побороть его (и то частично) смогли лишь англичане, начавшие вешать всех, кто содействовал самосожжению вдов. Известен ответ генерала Чарльза Непиэра на жалобу брахмана, недовольного тем, что британцы вмешиваются в традиции индусов. Сэр Чарльз тогда сказал:

"Пусть будет так. Сжигать вдов ваш обычай; готовьте погребальный костер. Но у моей нации тоже есть обычай. Когда мужчины сжигают женщину живьем, мы их вешаем и конфискуем имущество. Поэтому мои плотники построят виселицы, чтобы вешать всех, вовлеченных в гибель вдов. Давайте следовать - вы своим, а мы своим обычаям".

Несмотря на запреты, сначала британского, а затем индийского правительства, сати случаются и поныне. С 1947 года в Индии зафиксировано около 40 самосожжений, большинство приходится на район Шехавати штата Раджастхан. Против сати приняты жесткие меры, ставящие вне закона всех наблюдавших за ритуалом. Закон не делает различий между наблюдателями и подстрекателями - их равно признают виновными. Все же положение вдов в высших кастах остается тяжелым. Согласно древнеиндийским канонам, сразу после кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправиться к пруду и смыть краску брака - синдур, со своего пробора, разломать свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. В высших кастах к вдовам относятся пренебрежительно, особенно, если мужья умерли от болезни. Присутствие вдовы на празднованиях и торжествах нежелательно: считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах вдов не допускают.

Особенно жестко следуют обычаю безбрачия вдов в касте брахманов. Значительно лучше положение вдов в низших кастах, где им позволено повторно выходить замуж, и на Юге Индии, где женщинам вообще свободнее, чем на Севере. Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и в Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане с исламскими странами Ближнего Востока. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге лицо закрывают только мусульманки. Компенсация к индийской женщине приходит с возрастом. Если после свадьбы она выполняет домашнюю работу под критическим надзором свекрови, то после рождения ребенка ее статус повышается. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, объект уважения и добрых чувств.

Где можно пожениться в 12 лет, а где не стоит думать о свадьбе до 22?

«Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне 13 лет» — так описывала свое замужество няня Татьяны в «Евгении Онегине». Действительно, еще в XVIII-XIX веках церковь устанавливала бракоспособный возраст 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Считалось, что в этом возрасте молодые люди уже созревают для супружеской жизни, а поскольку мальчики взрослеют позже, то и жениться им надо позже. Лишь в соответствии с императорским указом 1830 года брачный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 — для жениха. Сейчас в России и мужчины, и женщины могут пожениться в 18 лет, но в разных странах брачный возраст сильно различается.

Шотландия: 16

Практически во всех европейских странах самостоятельно вступить в брак можно с 18 лет. Но есть и исключения — например, Шотландия, которая испокон веков считалась раем для влюбленных. Как и сейчас, там было разрешено вступать в брак с 16 лет без согласия родителей, в то время как еще в XVIII-XIX веках родители в Англии могли запретить своим детям жениться до совершеннолетия, которое тогда начиналось в 21 год. И вот молодые со всего острова бежали в Шотландию. До 1940 года там действовало положение, по которому достаточно было при свидетелях заявить о своем желании стать супругами, и брак считался заключенным. Действителен он был и в Англии.

Неслучайно романтическую славу обрела крохотная деревушка Гретна-Грин — ближайшая к английской границе. Молодые люди приезжали сюда кто как мог: кто по суше, кто по морю, кто явно, кто тайно. Часто их преследовали разъяренные родственники. Например, в 1782 году побег в Гретна-Грин совершил Джон Фейн, граф Вестморландский, вместе с дочкой лондонского банкира. Ее отец организовал погоню, и преследователи застрелили главную лошадь в упряжке, на которой в почтовой карете мчались юные влюбленные. Но это их не остановило. Перерезав поводья, они продолжили путь, оторвавшись от погони, добрались до деревни и поженились.

Была в Гретна-Грине и любопытная традиция: обряд бракосочетания проводил кузнец, который выступал за священника и свидетеля. Кстати, поклясться в верности под удары молота о наковальню можно и сейчас. Только чтобы брак был действительным, все-таки нужен священник. Он может провести обряд в одном из помещений старой кузницы, а потом новобрачные пройдут церемонию с наковальней.

США: 15-21

В США брачный возраст разный и определяется законами каждого штата. В большинстве случаев он составляет 18 лет и для мужчин, и для женщин, а с согласия родителей — 16. Но есть и исключения. Например, в штате Джорджия молодые люди могут пожениться в 15 с согласия родителей, а с 16 — уже без их согласия, если они ожидают ребенка. В штате Нью-Хемпшир с согласия родителей девушки могут выйти замуж в 13 лет, а молодые люди — в 14. В штате Массачусетс самый высокий брачный возраст — до 21 года без ведома старших поставить штамп в паспорте нельзя. Зато не определен низший порог вступления в брак с согласия родителей. Но все-таки на практике разрешают создать семью молодым людям с 17 лет, а девушкам — не раньше 15.

Китай: 20 и 22

В Китае самый высокий порог брачного возраста в мире: 20 лет для женщин и 22 года для мужчин. Но до этого предела он был поднят сравнительно недавно — современный закон о браке вступил в силу 1 января 1981 года. Считается, что к этому возрасту люди могут стать достаточно самостоятельными и в эмоциональном, и в материальном плане и сделать осознанный выбор.

Интересно, что в средневековом Китае была совершенно обратная ситуация. Тогда по закону 20 лет было предельным возрастом, в котором девушка могла выйти замуж. Мужчины могли жениться до 30. Таковы были представления Конфуция о брачном возрасте. Вступать в брак можно было девушкам с 13 лет, а молодым людям — с 15. Соблюдение закона контролировал специальный чиновник: он составлял списки 30-летних мужчин и 20-летних женщин в своем регионе и следил за тем, чтобы по достижении порога брачного возраста они образовали между собой пары и поженились. Если молодые люди все-таки не решались связать себя узами брака, то должны были понимать: теперь придется оставаться холостяком всю жизнь.

Индия: 18 и 21


Сейчас официально вступить в брак индийские девушки могут с 18 лет, а молодые люди — с 21 года. Но так было не всегда. С давних времен в Индии процветала традиция детских браков. Перепись населения 1921 года выявила более 600 девочек в возрасте до одного года, которые уже были замужем. Проблемой детских свадеб обеспокоился Махатма Ганди — духовный лидер и главный идеолог национально-освободительного движения Индии. По его поручению был разработан закон Сарды, препятствующий заключению ранних браков. По иронии судьбы, его подготовил знаменитый юрист Харбилас Сарда, который сам был женат с 9 лет. Кстати, сам Махатма Ганди женился в 13 лет.

Впрочем, многим индусам до сих пор законы не писаны. Перепись 2001 года показала, что 3 млн индианок стали матерями до того, как им исполнилось 15 лет. Детские браки можно заключать во время массовых бракосочетаний, которые регулярно проходят в индийских поселениях.

Одно из объяснений традиции ранних браков гласит: в XI веке в Индию пришли мусульмане-завоеватели. Они считали незамужних индусок военной добычей. Боясь за судьбу дочерей, родители стали выдавать их замуж еще в младенчестве. Потом завоеватели ушли, а традиция осталась. Сейчас этому есть экономическое объяснение. Детские браки активно практикуются у низших социальных слоев. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители сокращают расходы на их содержание, так как с этого момента за молодую жену отвечает семья мужа. Но не просто так: она получает бесплатную рабочую силу для помощи в хозяйстве.

Тунис: 17 и 20


Девушки в Тунисе могут выходить замуж с 17 лет, а молодые люди — с 20. Но современные молодые люди предпочитают создавать семью все позже. Для мужчин здесь нормально жениться после 35, а женщины спокойно выходят замуж в 25 и даже 30 лет. Для мусульманской страны это очень поздно, учитывая, что еще меньше века назад 14-летние невесты здесь никого не удивляли. Просто страна активно развивается: женщины получают образование, могут отдохнуть за границей в том числе и без сопровождения мужчин, часто одеваются на европейский манер.

Но не только курс на равноправие полов стал причиной повышения брачного возраста. Одна из причин — дороговизна самого праздничного ритуала. Свадьбу отмечают семь дней. При этом не только молодожены, но и их самые близкие родственники, друзья и подруги должны появиться на торжестве в богатых нарядах, а мужчина, прежде чем вступить в брак, должен быть в состоянии обеспечить молодую жену. К тому же за измену в Тунисе полагается тюремный срок и для женщин, и для мужчин. Поэтому и к созданию семьи местные жители стараются подходить осознанно.

Эквадор: 12 и 14

В Эквадоре брачный возраст — один из самых низких в мире: 12 лет для девушек и 14 для молодых людей. Традиционно считалось, что именно в этом возрасте молодые люди взрослеют и созревают для того, чтобы стать родителями. Но сейчас законом ранние браки в Эквадоре не поощряются. Минимальный брачный возраст установлен как 12 и 14 лет, но если кому-то из пары меньше 18, то потребуется согласие его родителей или опекунов. На деле все обстоит просто: родители обычно дают согласие, и подростки женятся. Особенно много ранних браков в сельской местности.

Кстати, перепись населения, проведенная Институтом статистики и цензов Эквадора (INEC) в 2001 году, выявила 23 869 женатых подростков в возрасте 12-17 лет. Перепись 2010 года показала, что число браков среди несовершеннолетних сократилось на 43,3 %, до 13 517. Правда, в последнее время власти страны решили поднять брачный возраст. Уже готовится новый Гражданско-процессуальный кодекс Эквадора, который установит единый возраст для вступления в брак: 18 лет. И никаких поблажек — с 12 и 14 лет подростки не смогут жениться даже с согласия родителей. На эти меры правительство решило пойти из-за того, что столь низкий сейчас брачный возраст фактически нарушает права детей — вступив в брак, многие ребята бросают учиться. Особенно девочки, которых традиционно воспитывают в первую очередь как будущих жен и матерей.

В отсталых странах Азии и сегодня 40-70% девушек выходят замуж до 18 лет, до 12 лет - 5-20% (максимум - в Йемене и Афганистане). Обычно брак с ними представляет торговую сделку: девочка покупается мужем, который старше ее в 3-5 раз, и она не имеет права на расторжение «контракта». За ослушание - ужасные увечья и даже смерть девочки.

«Блог Толкователя» продолжает рассказывать о различных видах «азиатской духовности», которая в последнее время противопоставляется «загнивающему Западу». Детские свадьбы в Индии, выдача девочек в возрасте 5-12 лет замуж за 40-70-летних мужчин, страшные наказания ослушавшихся своего мужа детей - все это те духовные скрепы, которыми пронизаны отсталые общества в Азии. Есть и новации: «традиция», «деды так делали» и т.д. подкрепляются и евгеническими «исследованиями» - «южные девочки рано созревают», «рожать в 14 лет полезно для организма» и т.п.

Правда, адепты первобытного нью-эйджа ничего не говорят о субъектности ребенка. Будь это американец, русский, немец, араб или пуштун, он до определенного возраста (как правило, 14-18 лет) считается полностью или частично недееспособным. Нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетнего называется педофилией и на «бездуховном Западе» строго наказывается. Это одно из главных правил для человечества, называемого цивилизованным. А лица, претендующие на половое обладание ребенком, признаются по 10-му пересмотру международной классификации болезней психически больными.

В защиту своей правоты традиционалисты призывают религию и приводят хадис (высказывание пророка Мухаммеда), который гласит: счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация. Они настаивают, что мужья, взявшие в жены маленьких девочек, должны заботиться о них как о собственных детях, до достижения половой зрелости. Якобы это единственная возможность бедным семьям спасти своих девочек от нищеты или распространенной здесь практики похищения невест (похищенную девочку уже не продашь).

По законам большинства западных стран десятки миллионов мужчин в Африке и Азии за педофилию сели бы надолго в тюрьму. Но у себя на родине им дается полное право на эту перверсию.

Запад предпочитает не обращать внимания на то, что в странах Юга, в первую очередь его союзниках (Саудовская Аравия или Пакистан), миллионы их граждан зверски нарушают права человека. Сообщения о браках с детьми обычно идут фоном к какой-нибудь «забавной новости».

Вот в Саудовской Аравии 90-летний муж подал иск в суд на родителей своей 15-летней жены, которая не пустила его в спальню в первую брачную ночь, а затем просто сбежала. Новобрачный указал в иске, что заплатил родителям девочки калым 17,5 тыс. долларов. В своем заявлении он потребовал вернуть ему деньги или жену.

Или еще новость, позабавившая западный мир и описанная журналом Time. Девочка из Йемена по имени Нужуд, которой всего 10 лет, успела побывать замужем и развестись, удивлялась корреспондентка журнала Time. Она стала самой молодой разведенной женой в мире. Историей Нужуд заинтересовалась мировая пресса. Нью-йоркский журнал Glamour удостоил ее титула «Женщина года», а затем она приехала в Париж для презентации своей автобиографии, написанной с ее слов журналисткой Дельфин Мину.

На обеих фотографиях - Нужуд, освобожденная женщина Востока.

Вслед за 10-летней Нуджуд, вдохновленная ее примером, на развод подала ее соотечественница - 9-летняя Арва Абду. Вскоре в соседней Саудовской Аравии развода добилась еще одна девочка - 8-летняя супруга взрослого мужчины. Вслед за ними в суд стали подавать 11-12-летние жены.

Но не всем так везет, как йеменской Нужуд. В отсталом мире замужних девочек проигрывают, зверски избивают и убивают за малейшую провинность. Часто они сами, не выдержав истязаний, решаются покончить жизнь самоубийством, обычно выбирая для этого такой способ, как самосожжение. Западные СМИ в последние годы обошли множество фото девушек из Афганистана, решивших сжечь себя, но чудом выживших. Эти снимки появились благодаря американским оккупантам, наводящим хоть какой-то порядок в этой стране, в т.ч. пресекая совсем уж вопиющие случаи нарушения прав человека.

Вот несколько этих снимков девушек, выживших после самосожжения:

А редакция американского журнала Time решила даже разместить на обложке номера снимок афганской девушки, чье лицо было обезображено боевиком «Талибана» за то, что она попыталась бежать из семьи из-за издевательств со стороны родственников мужа.

Ниже фотографии брачных союзов, где девочкам редко когда больше 14-15 лет - из стран с крепкими духовными скрепами.

Афганистан. 55-летний Саид Мохаммед и 8-летняя Рошан Касем в день помолвки в деревушке Чавош. 60-летний отец невесты Абдул Касем сказал, что он чувствует себя несчастным, отдавая дочь в чужой дом в таком раннем возрасте, но крайняя нужда не оставила ему выбора

Афганистан. Полицейский Малалаи Карар арестовывает 35-летнего Джанана после того, как он пытался убить свою 15-летнюю жену Джамилю. Джамиля сбежала к своей матери после нескольких лет издевательств со стороны мужа и свекрови. Джанан преследовал жену, намереваясь убить ее, но все закончилось тем, что он нанес многочисленные колотые ранения ее бабушке, которая пыталась защитить внучку. Джамиля была помолвлена, когда ей был всего 1 год, и в 10 лет вышла замуж.

Афганистан. 40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда.

Афганистан. Маджаббин Мохаммед (слева), 13 лет, рядом со своим мужем и его первой женой.

Йемен. Тахани (в розовом) было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Еще одна девушка на фото - вышла замуж, когда ей было 8 лет.

Йемен. Молодые невесты в день перед бракосочетанием.

© Samer Muscati/Human Rights Watch

Для миллионов женщин на этой планете брак - это начало издевательств, насилия и бесправия.

Традиции, основанные на доминировании мужчины, так или иначе сказываются на здоровье и условиях жизни женщин в ряде мусульманских и африканских стран. Правда, это совершенно не означает, что развитых государствах полностью отказались от патриархальных установок "традиционной семьи".

Детские браки, сексуальное насилие в семье, экономическая зависимость - далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются женщины при поддержке "общественного мнения".

В обязательном порядке

Брак далеко не для всех женщин ассоциируется со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Традиции ряда мусульманских стран могут шокировать.

К примеру, брак в раннем возрасте - 10-14 лет. Взрослые мужчины часто берут в жены практически детей. По оценкам ЮНИСЕФ, 82 миллиона девочек вступают в брак в возрасте до 18 лет. Многие из них - в гораздо более раннем возрасте, часто по принуждению, и сталкиваются с высокой степенью опасности насилия, включая принудительные половые отношения.

Особенно сложная ситуация по оценкам ООН в Афганистане и Бангладеш, где 7% женского населения выходят замуж до 10 лет и около 40% до 15 лет.

Девушек часто выдают по экономическим причинам, семья просто избавляется от "лишнего рта". Кроме того, считается, что женщина - существо несамостоятельное, поэтому ей необходим присмотр мужчины. Вот отец и отдает ребенка на попечительство. Бывает такое, что дочь отдают за деньги или в счет уплаты долга.

мнение

Девочку выдавали замуж в 4 - 10 лет. Родители получали за нее калым. Кстати, в этот же период, в странах, где практикуется генитальное уродство для женщин, девочек кастрируют матери, перед замужеством. Старшие жены занимались воспитанием девочки. Сексуальные отношения с мужем у девочки начинались после наступления менструации, как велит обычай. Это где-то в 12 - 15 лет. Ранние браки связаны с тем, что муж хочет получить "неиспорченную" жену - девственницу, воспитанную в традициях Ислама и выращенную в его доме исключительно для него. Поскольку в Исламе жена полностью зависит от мужа, то получение образования девочкой-женой или какое-либо трудоустройство полностью зависит от воли мужа

"

Легально такие браки запрещены, а возраст вступления в брак колеблется от 16 до 18 лет. Но традиции в таких странах порой сильнее закона. Детские браки характерны для Индии, Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии.

  • ЧИТАЙТЕ: приговорены 8 человек

Часты случаи, когда маленьких девочек ради брака крадут. Если мужчина изнасиловал девочку, он обязан на ней жениться, и мнение самой жертвы общество не интересует. Ребенок, которые не согласен с браком, не может найти спасение дома: если жена сбежит от мужа к родителям, муж вправе прийти и забрать ее.

В прессе широко обсуждалась история 12-летней девочки из христианской семьи в Пакистане. Ее похитил мужчина, изнасиловал с друзьями и заставил подписать брачный договор. Однажды девочке удалось сбежать, и она пришла домой. Семья вызвала полицию, но те посоветовали отдать ребенка мужу, потому что закон на его стороне.

Мужчина умнее и сильнее

Мужчина - глава семьи, он умнее, он в состоянии зарабатывать деньги и его волю необходимо беспрекословно исполнять. На такой вот убежденности держится домашнее насилие.

Так или иначе каждая третья женщина в мире хотя бы раз сталкивалась с насилием в семье. В развитых странах с этим феноменом борются общественные организации, министерства и специальные комитеты. В других государствах от домашнего насилия женщин никто и не думает защипать.

В Индии преступления в отношении женщин совершается каждые 3 минуты, каждые 9 минут одна женщина подвергается жестокости со стороны мужа и родственников. В Афганистане муж, свекор или двоюродный брат совершают 8 из 10 актов насилия в отношении женщин. Для подавляющего большинства иранских женщин семейная жизнь становится началом боли и унижения. 81% замужних женщин подвергались насилию в семье в первый год их брака.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Одной из самых страшных традиций, особенно распространенных в Пакистане, является обливание непокорных женщин кислотой. Чаще всего кислотой обливают, чтобы отомстить за отказ от вступления в брак, сопротивление сексуальным домогательствам или в процессе семейных ссор. Ожоги от кислоты не так часто убивают, зато наносят серьезные увечья, в том числе и слепоту.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Доминирующие положение мужчин в исламских странах, унижение в семье, изнасилования и отсутствие какой-либо экономической независимости приводят к массовым самоубийствам женщин.

По данным только одного районного госпиталя в афганском городе Герат, специализирующегося на ожогах, в год к ним попадает около 700 женщин, которые пытались покончить с жизнью с помощью самосожжения.

Истории таких женщин шокируют: так, в 13 лет Шахназ пыталась покончить с собой, потмоу что отец проиграл ее в азартные игры. Она провела год в ожоговом центре больницы Герата.

Тело для всей семьи

Раз женщина выходит замуж, значит, ее тело принадлежит мужу и он может воспользоваться им, когда будет угодно. Если женщина не хочет, то на мужчину возлагается миссия "уломать", иногда даже с применением силы. Задача женщины - сохранения брака, вокруг которого выстраиваются ее приоритеты. Такой нехитрой логикой оправдывается в обществе сексуальное насилие.

Статистика изнасилований сексуальными партнерами не утешает. По данным британского исследования преступности, чуть более половины женщин-потерпевших пострадали от партнера или бывшего партнера. Статистикименее развитых стран, особенно в Африке или Юго-Восточной Азии, практически нет, да и обращения в полицию по "семейным проблемам" - абсолютно бесполезное занятие для жертв.

Кроме того, что в обязанности женщины входит удовлетворять супруга, она должна постоянно рожать детей. Планирование семьи и доступ к контрацептивам существуют далеко не во всем мире.

Важно отметить, что ныне экономические, политические и социальные институты заинтересованы в новых молодых работницах и работниках, но не заинтересованы в создании условий для рождения и воспитания детей. Решить такую ​​"проблему" хотят за счет свободного времени, ресурса здоровья, социальных связей, что при всех положительных сторонах отцовства-материнства неизбежно приводит к снижению ее уровня жизни и т.д. Такое понижение ко всем не применишь. Поэтому и выбирается наименее защищенное и наиболее важное в репродукции лицо - женщина.

Следовательно и возникает агрессивный репродуктивный давление идеологической машины. Суть его в популизме о величии материнства, и всякому замалчивании последствий понижения ее положения при материнстве - когда женщины рожают не благодаря собственной социально-экономической перспективе, а вопреки ей.

По данным ООН, среднее количество рожденных детей на 1 женщину в Центральной Африке переваливает за 6. Если участь, что во многих африканских странах практикуется женское обрезание, вследствие которого женщина не получает удовольствия от полового акта, картина вырисовывается не радужная.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Так называемое "репродуктивное принуждение" свойственно не только африканским странам или традиционным мусульманам. Нередко оно встречается и на постсоветском пространстве. Причем традиции в обществе иногда превращаются в законы.

К примеру, в России недавно в октябре 2011 года принят закон, призванный бороться с абортами. Теперь женщина обязана проконсультироваться со священником и взять "неделю тишины" - время для обдумывания. Получается, что в якобы светском государстве церковнослужители оказывают психологическое давление на женщину, по всей видимости считая, что она сама не может принять решение.

Развод женщине не нужен

В отличие от светских законов, правила шариата разрешают развод с ускоренной процедурой. Правда, такая привилегия касается только мужчин. Им достаточно сказать свой жене три раза "Ты для меня не жена". Считается, что раз мужчина содержит жену, то такое право развестись есть только у него.

Теоретически, женщина тоже может просить развод, но прежде отдав все подарки и деньги, потраченные на свадьбу. Хотя, в любом случае, муж должен согласиться с решением жены.

"Однажды я побывала в Таджикистане. Бесправность жены в этой стране практически во всех сферах жизни. К древнему правилу "устного" развода даже приспособили блага цивилизации. Сейчас немало уехавших на заработки таджиков по телефону сообщают своим благоверным о том, что брак разорван. Жена может забрать все, что способна унести с собой. Недаром так популярны золотые украшения, которые женщины почти не снимают, - продав их, можно будет выжить.

Чтобы не допустить повального обнищания женщин, Президенту Таджикистана даже пришлось издать указ об обязательном заключении брачных контрактов, по которым за женой также закрепляется собственность", - рассказывает Лайма Гейдар, руководительница общественной организации "Женская сеть".

Есть страны, где женщины подвергаются телесному наказанию за развод и супружескую неверность.

Так, на прошлой неделе комиссар ОНН по правам человека спровоцировала на Мальдивах волну протестов. Представительница ООН назвала обязательные телесные наказания женщин за связи вне брака "бесчеловечными и унизительными". Протестующие заявили, что высказывания комиссара противоречат постулатам ислама и конституции Мальдивов.

После смерти мужа

Женщина воспринимается как собственность мужчины. Так или иначе, традиции разных стран подтверждают патриархальную модель семьи.

Так, в Индии распространено самосожжение жены после смерти мужа - сати, что в переводе с санскрита означает "преданная жена". Несмотря на то, что за ритуал установлена уголовная ответственность, ситуация лучше не становится. Некоторые ученые говорят, что ритуал появился как следствие исламского правления в Индии. Таким образом женщины защищали себя от насилия.

В некоторых странах Африки, таких как Уганда, Зимбабве или Танзания, во время похоронной церемонии по традиции перечисляется все богатство мужчины. Начинают всегда с его жены, детей, а потом уже переходят к движимому и недвижимому имуществу.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Написать эту публикацию меня побудил сериал "Ясмин". Вообще я не люблю смотреть сериалы но так как сейчас больше ничего не показывают ибо лето, то я от нечего делать смотрю Ясмин)

«Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что, если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута. (араб. проститутка)Девушка должна быть замужем, чтобы иметь право смотреть вперед, заходить в лавку торговца, и носить украшения.Если девушка не вышла замуж до четырнадцати лет, деревня начинает над ней насмехаться». (из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")


Ранние браки являются нормой в небольших деревнях мусульманских стран.

В Йемене в первую брачную ночь умерла 8-летняя девочка, получив травмы во время выполнения супружеского долга со своим 40-летним мужем.

В мире ежегодно около 200 тыс. девочек в возрасте 13-15 лет выходят замуж. Около 40 тыс. девочек-подростков, ежедневно становятся матерями.
Тахани (в розовом платье) ей было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Ещё одна девушка на фото (в зеленом платье) - вышла замуж, когда ей было 8 лет. “Всякий раз, когда я видела его, я пряталась. Мне было противно его видеть” говорит Тахани.


Асия, четырнадцатилетняя мать, моет свою новорожденную девочку у себя дома в Хаджа, а ее двухлетняя дочь играет. У Асии продолжается кровотечение и она очень ослабела после родов, у нее нет образования или доступа к информации о том, как заботиться о себе и своем здоровье.


5-летнюю (!) девочку отец несёт на церемонию её свадьбы с 14-летним парнем, Индия.


Кандагарский полицейский Малалай Какар арестовывает человека, который неоднократно бил ножом пятнадцатилетнюю жену, за неподчинение ему. “С ним ничего не сделают”, сказала Какар, когда ее спросили, что будет с этим человеком. “Мужчины здесь цари.” Какар была позже убита талибами.


В ОАЭ и других восточных странах практически все женщины носят паранджу, чтобы не прослыть дамами легкого поведения. Женщины в мусульманских странах одеваются по заповедям Корана. Во время менструации оголенными можно оставлять только лицо и кисти рук. В наше время большое количество мусульманок носят на голове платок-хиджаб и закрывают лишь тело, ноги и руки. Но в кругу подруг и с мужем они более раскованно выглядят. Нередко они исполняют своим мужьям танец живота. Но при появлении постороннего мужчины, обязательно следует надеть платок. Девушки из богатых мусульманских семей часто ведут себя и одеваются, как в Европе, но эти послабления минимальные, уклад их жизни остается особенным.


Что касается секса, то заниматься онанизмом Коран не запрещает. До вступления в брак многие арабы обращаются к услугам проституток. Многие арабы женятся на иноверках из других стран, но копят средства именно на брак с арабкой. Девушки-мусульманки должны до брака оставаться девственницами, поэтому до свадьбы они практикуют анальный секс, чтобы сохранить девственность для мужа. Многие семьи после брака требуют доказательства девственности молодой, а именно предоставить окровавленную простыню. На улицах женщины не могут разговаривать с незнакомыми мужчинами и должны ходить в сопровождении. Если дома нет мужа или родственника мужского пола, то открывать деверь запрещено.Секс в мусульманстве не выставляется постыдным занятием. Коран указывает, как заниматься любовью, а также рассказывает о гигиене после полового акта, поэтому то и являются арабы отличными любовниками. Ссоры и проблемы в семье не принято выносить на всеобщее обозрение.

Большой резонанс в прессе получила история афганской девушки Аише.

Эта шокирующая история случилась в Афганистане. Отец Аиши обручил ее с будущим мужем, когда ей не было и восьми лет. Этот брак должен был примирить два враждующих клана. 12-летним подростком Аиша вошла в дом талиба из провинции Уразган полноправной женой. Вы не поверите, но два года предшествовавших свадьбе девочка жила в конюшне семьи будущего мужа.Аиша сразу пришлась не по душе многочисленной семье мужа (у него было 10 братьев). Не пинал ее там только ленивый.

Меня так били, что казалось еще немного, и я умру, - с ужасом вспоминает Аиша. После избиений девочка не могла подняться несколько дней. Не выдержав истязаний, Аиша решила бежать. Как ей это удалось, история умалчивает. Беглянку поймали и водворили в женскую тюрьму Кандагара. Наказание за подобное преступление предусматривает заключение на три года, на Аишу выдали на руки отцу через полгода. Отец не придумал ничего лучше как вернуть несчастную девочку мужу.

На местном суде постановили - Аишу наказать…отрезав ей нос и уши. В сопровождении одного из братьев муж отвез девочку в горы, где и осуществил свой страшный замысел. Деверь держал подростка, а супруг резал…
Истекающую кровью девочку бросили умирать. Там ее и подобрали американские солдаты. Долгое время Аишу не могли вывезти в Штаты, у девочки не было даже документов. Подростка прятали в одном из секретных убежищ Кабула. В августе Аишу удалось перевезти в Америку. Журнал Time опубликовал фотографию ее обезображенного лица на обложке, пытаясь тем самым привлечь внимание к проблемам женщин в Афганистане.
Сейчас 19-летнюю афганку готовят к пластической операции. А пока для девушки изготовили протез носа. Несмотря на пережитый ужас, Аиша не упала духом. Девушка намерена добиться наказания для своего отца и мужа за изломанную жизнь, и бороться за права других угнетаемых соотечественниц, сообщает The Daily Mail.


В США о Аише забоятся приемные родители Мати и Джамила Арсала. В приемной семье есть 15-летняя дочь Миена Ахмадзаи, которая быстро подружилась со своей новой старшей сестрой.

Брак в этих странах не ассоциируется у женщин со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Часто это просто выгодная сделка для семьи невесты, девочка покупается мужем, старше её в 3-5 раз, и больше не имеет никаких прав. За непослушание - ужасные побои, увечья и даже смерть. И никто не в состоянии остановить это жестокое насилие.

«Родиться девочкой в нашей деревне — это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг ее семьи — вернуть ее в дом мужа».

(из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")