Как воспитывать маленького меланхолика. Вопросы воспитания

Индивидуальные особенности личности заложены природой. Темперамент невозможно переделать, поменять на другой. Важно знать характерные черты каждого вида и учитывать их при формировании личности ребенка. Если обнаружили, что ваш малыш - меланхолик, эта информация для вас.

Воспитание ребенка меланхолика - нелегкий процесс, принципом которого будет замечательное правило: «Не навреди». Какие отличительные черты такого малыша? Как правильно и безопасно вырастить из него гармоничную личность? Обсудим в этой статье.

Коротко про типы темперамента

Психологическая наука разработала четыре варианта темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Кстати! в «чистом» виде тип редко встречается у детей, чаще в смешанной форме.

Тем не мене, характерные особенности каждого вам интересно будет узнать:

  • Холерику свойственен сильный, неуравновешенный характер. Очень подвижный, активный с явными лидерскими качествами. Заводила любой компании. Минусом является агрессивность, вспыльчивость, резкость в общении и действиях;
  • Сангвиник отличается сильным, подвижным, уравновешенным характером. Это - жизнерадостный, общительный оптимист. Отрицательные стороны - неусидчивость, несобранность, поверхностное восприятие. С удовольствием знакомится с новыми людьми, в непривычных местах чувствует себя уверенно. Легко увлекается;
  • Меланхолики относятся к слабому типу психической деятельности. Это - застенчивые, нерешительные, чувствительные дети. Остро реагирующие даже на громкий голос. Если вы закричите, он будет плакать долго и неутешно. Они боятся новых людей и незнакомой обстановки;
  • Терпеливый, спокойный флегматик отличается высокой работоспособностью, неконфликтностью в отношениях, настойчивостью, даже упрямством. Отрицательной особенностью является медлительность, малоподвижность. Дети флегматики миролюбивы, отличные преданные друзья. Читайте статью по теме: Как воспитывать ребенка-флегматика ?>>>.

Особенности меланхоликов

Итак, у вас растет милый чудесный ребенок меланхолик. Характеристика его качеств базируется на слабой нервно-психической деятельности.

  1. Такие дети чересчур ранимы и чувствительны;
  2. Умеют сострадать, очень тонко воспринимают окружающее;
  3. Могут работать в привычной обстановке, а незнакомое место спровоцирует замкнутость, растерянность, пугливость;
  4. Одна из ключевых черт характера - нерешительность, которая проявляется буквально во всем: в мимике, жестах, речи;
  5. Говорит тихо, неуверенно;
  6. Расстраивается и переживает по любому поводу;
  7. Тяжело привыкает к новым людям, незнакомая обстановка будет для него потрясением;
  8. Мягкий и послушный малыш;
  9. Обучение трудно дается меланхоликам из-за неумения сосредоточиться на главном, рассеянности, невнимательности;
  10. Быстро устают от любого дела, даже игры их утомляют;
  11. Безынициативность приводит к тому что, меланхолики не умеют заводить друзей, но сами могут быть прекрасными друзьями (Читайте статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка >>>);
  12. У них есть уникальная способность к слушанию;
  13. Им сложно переходить с одного вида деятельности на другой;
  14. Впечатлительные, сердечные натуры с бурно развитой фантазией;
  15. Медлительные, жизненный тонус снижен;
  16. Частые перепады настроения;
  17. Излишняя обидчивость, злопамятность, задумчивость мешают меланхолику оптимистически смотреть на мир.

В чем трудности воспитания такого ребенка

Как воспитывать ребенка меланхолика? Трудности развития могут возникать с любыми детьми. Главное, примите своего малыша таким, какой он есть. Приготовьтесь к возникновению следующих сложностей:

  • У меланхоликов часто проблемы с обучением и развитием. Психические процессы протекают с замедлением, поэтому таким детям тяжело даются знания;
  • Маленький меланхолик сам не в состоянии наладить общение со сверстниками и чужими взрослыми. Даже с родителями, с которыми он очень близок, не всегда делится своими переживаниями, размышлениями;
  • Адаптация к детскому саду у меланхоликов происходит долго и сложно. Они стремятся быть в тени, боятся нового коллектива. Если вам не удалось приучить ваше чадо к саду, лучше не травмировать его психику, а заниматься дома;
  • Малыша меланхолика трудно уложить спать, просыпается с капризами. За день он получает новые впечатления, которые мешают спокойно уснуть (читайте также статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  • Сильная неуверенность в себе мешает ему познавать окружающий мир;
  • Тяжело переносят наказания.

Есть замечательное выражение: «Дети воспитываются любовью». Если родители питают нежные чувства к малышу, он это чувствует и процесс формирования идет своим чередом без особых шероховатостей. Любовь к меланхолику будет иметь основополагающее значение для его гармоничного развития. Ваши действия должны быть тактичными, внимательными, осторожными.

Необходимо огромное терпение, спокойствие для благополучного развития детей меланхоликов. Рекомендации любящим родителям:

  1. Как мы отметили выше, принцип воспитания такого малыша: «Не навреди». Это значит - растить чадо в соответствии с его психофизиологическими особенностями;
  2. Пока кроха маленький, старайтесь оградить от вредных воздействий окружающего мира. Важно не изолировать его, а по возможности защитить слабую психику. Пусть он чувствует, что его любят и оберегают. В семье не должно быть резких звуков, криков. Опасайтесь скопления народа в доме. Избегайте страшных передач, фильмов. Во благо малыша, можно отказаться от телевизора;
  3. Всеми возможными способами сохраните его внутренний покой, не позволяйте другим детям и взрослым оскорблять, обижать вашего малыша;
  4. Не требуйте от крохи больше, чем он может в знаниях, не загружайте его различными развивающими заданиями;
  5. Помогите наладить контакты со сверстниками;
  6. Не давите на него, не обзывайте, не подгоняйте в различных делах, не приказывайте, а мягко просите;
  7. За проступки выберите более мягкую систему наказаний;
  8. Чаще целуйте, обнимайте, гладьте по головке малыша;
  9. Стройте отношения на взаимном доверии, уважении;
  10. Научите его проявлять заботу о других людях, например, о более младших членах семьи или из круга близких родственников. Это поможет меланхолику отвлечься от собственных страхов и тревог. Поручайте ему посильные задания;
  11. Больше общайтесь со своим крохой, спрашивайте о его внутренних переживаниях, мыслях. Делитесь своими чувствами;
  12. Поддерживайте, развивайте в нем оптимизм;
  13. Разработайте специальный план занятий с малышом, включите интересную разнообразную деятельность; запишитесь в творческую студию, где он научится что-то делать своими руками. Из меланхолика можно вырастить замечательного художника, скульптора, поэта, писателя;
  14. Научите правильно относиться к неудачам. Малыш с детства должен знать, что не всё всегда получается, важно не опускать руки, а стараться, учитывая недочеты, идти дальше;
  15. Вырабатывайте уверенность в себе, во избежание развития комплекса неполноценности;
  16. Найдите толкового психолога, который поможет подкорректировать личность без травм и последствий.

Если у вас добрый и отзывчивый ребенок меланхолик, воспитание должно быть особое: теплые доверительные отношения, помощь в любых сложных ситуациях, частые похвалы даже за незначительные успехи и дела, спокойное общение, мягкое наказание. Развивайте его творческий потенциал, помогите обрести свое место в жизни. Ваш ребенок будет вам благодарен за это.

Ребенок-меланхолик - послушный и мягкий в общении малыш. Этот ребенок робкий и нерешительный, причем нерешительность - одна из главных черт его характера. Нерешительность присутствует во всех действия и движениях меланхолика. Любая мелочь и, на первый взгляд. пустяк, могут расстроить малыша-меланхолика. И будет большой ошибкой принять эту реакцию за простой каприз. Ребенок чрезвычайно чутко реагирует даже на интонацию голоса. Слезы могут литься вечно, ведь меланхолики боятся всего: и новой обстановки, и новых людей в особенности.

Положительными чертами меланхоликов являются: повышенная чувствительность, сострадание и сердечность, в привычной и знакомой обстановке являются исполнительными работниками. Мягкость и доброжелательность также присуща им.

К отрицательным чертам отнесем излишнюю впечатлительность, застенчивость, замкнутость, пониженную активность, а также в неблагоприятных условиях низкую работоспособность.

Ребенок-меланхолик часто замыкается в себе, привыкание к новой обстановке для него крайне тяжело. Ребенок с типом нервной деятельности меланхолика стремится остаться «за кадром» или «в тени». Для них наказание - трагедия, на отрицательные оценки реагируют крайне болезненно, а на неудачах могут быть подолгу зациклены. Мелочей и пустяков для них не существует.

Любая перемена или изменение привычного образа жизни у малыша-меланхолика вызывает нешуточные опасения. Растерянность и понижение работоспособности характерна для меланхолика в новых и, особенно, конфликтных ситуациях.

Новые знания и навыки даются ребенку-меланхолику тяжело. Из-за недостаточной сосредоточенности он постоянно отвлекается на посторонние занятия и предметы. От любой работы мгновенно устает. Даже за игрой такой ребенок часто утомляется. Движения суетливы и бедны, речь тихая, но при этом выразительная. Малыш плохо засыпает и просыпается, тяжело переходит от одного дела к другому.

1. Главное - не навредить. Это, наверное, главный момент в воспитании меланхолика.

2. Психика ребенка-меланхолика уязвима. Эту особенность стоит учитывать в общении с таким ребенком. Недовольство можно высказать ровным спокойным голосом, не давите и не обзывайте его.

3. Теплые отношения и помощь необходимы ребенку-меланхолику.

4. Часто хвалите ребенка, ему крайне необходима Ваша любовь.

5. За самые маленькие и незначительные успехи поощряйте его.

6. Не упускайте случая показать своему уязвленному ребенку, что Вы очень цените малейшие проявления его заботы.

7. Не стоит делать замечания на людях. Можете этим спровоцировать развитие комплексов.

8. Тактильный контакт в общении с ребенком очень важен. Используйте его.

9. Не перегружайте его. В домашней работе делайте паузы. Помните, даже игры утомляют малыша.

10. Стресс постоянный спутник ребенка-меланхолика. Поэтому постарайтесь избегать соревновательных ситуаций.

11. Нацеливайте ребенка на посильные ему занятия и помогайте достичь в них успеха.

12. В общении с ребенком избегайте приказного тона.

13. Развивайте в ребенке самостоятельность. И при проявлении этой черты поощряйте его.

14. Развивайте в ребенке инициативность и общительность.

15. Страшные фильмы, книги и истории категорически противопоказаны.

16. Помогайте избавляться от страхов.

Помните, что Ваша задача не переделать темперамент, а помочь ему гармонично развиваться.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет целыми днями, каждый час требует грудь, сидит постоянно на руках, спит беспокойно, часто просыпается …

— Это ты ее разбаловала. С тех пор как я начала кормить по распорядку, так все и пошло. Один раз в четыре притворится, поест и сразу спать. И ночью спит по шесть-восемь часов. А все потому, что воспитание следует начинать с пеленок.

— Но разве это хорошо, если постоянно спит? Вот моя дочь просыпается и агукает, игрушек требует. А если на руки взять, по дому походить, так и сияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие …

— А мой уже характер проявляет. Если не покормишь вовремя — так кричит! Настоящий мужчина!

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — лучший, а она — лучшая мама. Но на самом деле все четыре мамы и четверо детей одинаково хороши. Просто малыши отличаются по темпераментам.

Современные психологи дают так определения темперамента: «стиль поведения ребенка, что и позволяет охарактеризовать, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психическое содержание), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний ».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеванный» воспитанием, но у младенца он обычно легко определяется. Сразу хочу подчеркнуть: речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается на сангвиника, а меланхолик — на флегматика. Разумеется, со временем человек становится более спокойным, собранным, терпеливым, но для этого действительно необходимы годы. Воспитать в трехлетнего ребенка мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего человека — нереально. И это хорошо.

Если совсем просто и шутя, то четыре основных темперамента можно описать следующим образом: холерик — быстро заводится и быстро тормозит, сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит, флегматик — медленно заводится и медленно тормозит, меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

А сейчас более подробно и серьезно.

Слабый тип — меланхолик — ребенок, характеризуется слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро устает, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Ребенок меланхолик с недоверием относится к любым изменениям, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его замирать и долго и безутешно плакать.

> Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с болезнью, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а впоследствии к психологу.

Подрастая, ребенок меланхолик может оказаться очень активным и своенравным, но самое главное — негативное отношение к изменениям отпечатается и на нем. Все дети в определенном возрасте — большие традиционалисты, меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится покидать дом и уходит из песочницы, когда кто-то из детей может сделать резкое движение. По-настоящему счастливым он чувствует себя только сидя на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Помните, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности для познания нового мира. У меланхолика этот запас увеличивается очень медленно. Возможно, он станет способным оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так. Если же вы пытаетесь оторвать его преждевременно, это может завершиться неврозом даже тяжелым заболеванием («все болезни от нервов» — эта фраза о меланхоликах). Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» если вам удалось поймать тот момент, когда он в хорошем настроении хочет удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желания поиграть, он с большим удовольствием будет общатся с вами. Вот отличный пример:

Те обязанности и привычки, которые были привиты … примерно с 1 года, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка кровати, мытья рук. Так же кормление птиц, кошек и собак.

А те, что стараються привить сейчас, — даются тяжело. Уже появляется «не хочу» и «не буду». Никак не научимся убирать игрушки, ну хоть немного. При этом Таня с фанатизмом воспринимает слово «порядок», для нее порядок — это когда игрушки лежат на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока упорядочивает только собственную одежду, раскладывая ее по цветам, сортам, парами … Трижды в день.

Еще такое правило: все занятия нужно закончить и только затем переводить внимание ребенка, причем переводить постепенно, вспомнив, незавершенные дела которые остались на улице или дома (там, куда необходимо идти) … Чтобы ей самой туда захотелось … Ну или хотя была не против. Затем можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, что «Таня там делала и что следует взять с собой (например, накормить птиц, достроить домик, посмотреть, не выросли щенки дворняги …). Домой с прогулки также идем с определенной целью (съесть купленное яблоко, прочитать книгу) …

Меланхолический темперамент ребенка легко определить по его поведению. Малыш очень тихий, спокойный, послушный, отзывчивый, любит животных и бережно к ним относится. Нередко из-за скромности такого ребенка сложно выделить из группы детей. Играть малыш предпочитает в одиночестве или с близким другом.

Ребенка-меланхолика легко обидеть и довести до слез. Он очень чувствительно относится к любой критике, сильно переживает при неудачах и проигрышах. Ему сложно постоять за себя, защититься от обидчика.

Такой ребенок радует родителей своей рассудительностью, вдумчивостью, стремлении найти объяснения происходящему. А в душе у него кипит буря переживаний, которая тщательно скрывается за видимым спокойствием. Об этом каждому родителю нужно помнить, чтобы случайно не задеть чувств крохи небрежно сказанным словом или действием.

Проблемы ребенка – меланхолика

Малыш с таким типом темперамента очень замкнутый, не рассказывает о своих чувствах и переживаниях. Нередко родители на фоне общего поведения могут не заметить, что их кроху что-то беспокоит.

Критиковать меланхолика нужно с осторожностью. Из-за повышенной чувствительности, часто сочетающейся с заниженной самооценкой, он очень остро реагирует на замечания. Они могут вызвать поток слез.

Ребенок-меланхолик жалуется на сверстников, воспитателей. Ему трудно привыкнуть к новым людям, коллективу. Малыш может чувствовать себя не таким как все. Это доставляет ему переживания и страдания.

Воспитывая маленького меланхолика, нужно помнить, что у него обострено чувство вины, поэтому ругать и критиковать его нужно очень осторожно. Тем более не стоит этого делать прилюдно. Лучше спокойно объяснить, что он сделал не правильно, отведя его в сторону.

Важно хвалить и подбадривать ребенка-меланхолика как можно чаще. Даже если победа или достижение были не значительными. Такому ребенку нужна поддержка и одобрение взрослых, они помогают поднять его самооценку, придают уверенности в себе.

Меланхолики стараются избегать игр, в которых присутствует соревновательный дух. Если родителям предстоит подобное занятие, в первый раз можно поддаться, чтобы малыш ощутил свою силу и радость от победы. Тогда следующую игру он начнет с хорошим настроением.

Самое главное - это создать для своего ребенка-меланхолика комфортные условия в семье. Только тогда он сможет раскрыться, проявить свои умения и способности. Такому ребенку очень нужна родительская любовь и внимание.

Вы замечали, что даже если воспитываете двоих и более детей по одинаковым принципам, все равно они по-разному усваивают их. А все дело в том, что у разных детей, даже если у них одни и те же родители, разные типы нервной системы и темперамент. И это обязательно стоит учитывать, чтобы избежать .

КАК ВОСПИТЫВАТЬ САНГВИНИКА

Какие положительные черты присущи сангвинику:

  • сильная, уравновешенная нервная система;
  • жизнерадостность;
  • активность;
  • гибкость в общении;
  • легко приспосабливается к новым условиям;
  • быстро находит друзей;
  • предпочитает находиться в коллективе;
  • интерес ко всему происходящему.

В новой обстановке (например, в детском саду или школе) дети-сангвиники быстро осваиваются, легко переключаются с игр на занятия.

При воспитании сангвиника стоит учитывать и некоторые отрицательные его стороны:

  • неустойчивость внимания;
  • быстро отвлекается;
  • устает от однообразия;
  • поверхностность в освоении знаний;
  • переменчивость настроения;
  • совершает лишние движения (даже при выполнении спокойных заданий);
  • говорит «без умолку».

Воспитывая ребенка-сагвиника, основное внимание уделяйте формированию у него устойчивого поведения, интересов, привязанностей. Мама ребенка-сангвиника может быть строгой и требовательной. Следите за тем, чтобы ребенок , к примеру - убирал игрушки после игры, складывал свои вещи на места. Важно научить ребенка-сангвиника завершать начатые дела. Старайтесь не допускать частой смены деятельности. С детства помогайте ребенку устанавливать прочные отношения с друзьями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ХОЛЕРИКА

При воспитании ребенка-холерика можете рассчитывать на такие его сильные стороны, как:

  • сильная, подвижная нервная система;
  • выразительная мимика, быстрая и громкая речь;
  • импульсивность;
  • любит и занятия;
  • стремится быть лидером;
  • обладает высокими организаторскими способностями.

При этом учитывайте, что не стоит сдерживать активность ребенка-холерика, иначе можно «разбудить вулкан», так как холерик — это неуравновешенно-возбудимый тип, к тому же он:

  • не умеет сдерживать себя;
  • проявляет бурные реакции на любое неудобство, запрет;
  • испытывает сильные переживания;
  • склонен к частой перемене настроения;
  • пытается руководить и манипулировать взрослыми;
  • склонен к агрессии;
  • конфликтен.

Родителям ребенка-холерика стоит поддержать его в любом начинании, при этом организовывать его деятельность таким образом, чтобы активность находила полезное применение. Возбудимым детям полезны все занятия, которые направлены на развитие собранности и сосредоточенности: настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Если вы мама ребенка-холерика, старайтесь всегда говорить с ним спокойно, но требовательно, если это необходимо. Учите ребенка уступать, говорить спокойно, считаться с чужими желаниями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ФЛЕГМАТИКА

Ребенок-флегматик может быть очень удобным ребенком для родителей, поскольку у него сильная, уравновешенная нервная система, и он:

  • редко плачет, много спит;
  • не требует к себе чрезмерного внимания;
  • нет лишних жестов;
  • постоянство и устойчивость ко всему (в отношениях, к вещам);
  • четко следует известным ему правилам поведения;
  • аккуратен и старателен.

Однако ребенку-флегматику обязательно нужно помогать, чтобы хоть немного преодолеть его черты-«помехи». Так, ему свойственны:

  • малоподвижность, даже вялость;
  • замедленный темп речи, действия;
  • слабая реакция на происходящее вокруг него;
  • излишняя задумчивость;
  • низкий уровень адаптации;
  • долгое привыкание к чему-то новому.

Ни в коем случае не проявляйте недовольство нерасторопностью ребенка-флегматика. Крики и угрозы будут иметь обратный эффект, еще больше затормаживая его действия, а может стать бесконечным делом. Помогайте ему. Предлагайте ребенку такие виды деятельности, который предусматривают активность. Не создавайте «тепличные» условия для ребенка-флегматика, через самостоятельное преодоление трудностей он сможет развить чувство уверенности в себе, которго ему немного не хватает.Чаще ставьте ребенка в такие ситуации, где бы было необходимо проявлять находчивость. Не забывайте !

КАК ВОСПИТЫВАТЬ МЕЛАНХОЛИКА

Ребенка-меланхолика легко узнать по таким чертам:

  • проявляет спокойствие во всем;
  • может играть один;
  • испытывает глубокие и сильные чувства;
  • ему присущи чуткость, отзывчивость и сопереживание;
  • устойчивые интересы и привязанности.

При воспитании маленького меланхолика обязательно учитывайте его уязвимые черты:

  • слабая нервная система;
  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая активность;
  • безынициативность.