Как воспитать в ребёнке лидерские качества. Разработка комплекса мероприятий по формированию лидерских качеств

Здравствуйте, дорогие родители!

Это целеустремлённый и волевой человек. Конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребёнок обладал лидерскими качествами. Как воспитать ребёнка лидером? Как это сделать естественным поведением, а не заученной манерой?

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться.

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

Как привить нужные качества?

Чтобы малыш с детства мог проявлять в себе все эти качества, родителям нужно помочь ему в этом. Сделать это можно прибегая к помощи игр, чтения и, конечно, общения.

1. Уважайте мнение ребёнка , говорите с ним, задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью и интересами малыша. Разговаривая и высказывая своё мнение, о сказке или мультфильме и его героях малыш постепенно учится высказывать своё мнение. С более старшими детьми можно пробовать завязывать спор о правильных поступках, ведь уметь отстаивать мнение так же важно, как его наличие.

2. Развивать ораторское искусство пригодится не только лидеру. Поощряйте участие в конкурсах, классных выступлениях. С раннего детства дома можно устраивать спектакли для родственников, кукол и игрушек, пусть малыш преодолевает стеснение в родных стенах и будет готов к «большой» аудитории.

Предложите поиграть в такую игру – возьмите фотографии хорошо знакомых ребёнку людей, например, домочадцев. Сложите их в коробку и предложите вытащить одну карточку. Ребёнку нужно описать внешность, характер, род занятий и характерные черты человека изображённого на ней и делать это нужно ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

«Здравствуйте, я Виктория, это означает «победа». У меня длинные золотистые волосы, я прекрасно готовлю яблочный пирог, у меня прекрасный сын и замечательный муж». Для начала можно играть всем вместе, описания должны быть как можно более подробными, используйте красивые речевые обороты, интересные слова.

Малыш обогатит словарный запас, научится высказываться и хвалить людей, замечая их достоинства. Описывая человека от ПЕРВОГО ЛИЦА он неосознанно будет перенимать эти качества на себя, а в будущем не будет стесняться презентовать себя, ведь очень часто, когда просят рассказать о себе, например, на собеседовании, мы не находим слов и не можем показать свои достоинства, даже если они абсолютно обоснованны.


Вторая игра, тоже заключается в описании, но уже предметов. Вы можете поиграть с ребёнком в галерею. Пусть малыш будет экскурсоводом, а в «музей» к нему придут игрушки. Рассказывая о каждом экспонате, кроха будет подбирать слова, и учиться преподносить предмет. В будущем это поможет презентовать свою идею или проект.

3. Увлечение . Интересы всегда обогащают личность человека. Хобби или профессиональное занятие какой-либо деятельностью, например, спортом, поможет ребёнку выработать дисциплину, целеустремлённость.

4. Вовлекайте ребёнка в общение , учите его на собственном примере, как подойти и познакомиться, напоминайте об употреблении «волшебных» слов, учите его словам, которые помогут поддержать беседу, скажите о темах, которые не следует поднимать.

Ребенок, чувствующий поддержку, веру и любовь родителей, как правило, с раннего детства уверен в своих силах.

5. Принятие поражения . Самый острый вопрос, возникающий у каждого человека, который стремится к чему-либо. Если ребёнок собирал пирамидку, она упала, и он тут же заплакал, сразу предлагайте начать заново.

Объясняйте, что с первого раза мало у кого, получается, нужно попрактиковаться и с каждым разом получаться будет лучше и лучше. Хвалите кроху, если он кропотливо чем-то занимается. Развитию терпения и усидчивости способствуют такие занятия как сбор конструктора, пазлы, вышивание и др.

Предложите ребёнку поиграть в лото, шашки, шахматы. Соревновательные игры во дворе или дома научат не опускать руки, говорите ему, что не страшно проиграть, важно при этом не сдаться и попробовать ещё раз.


6. Разнообразьте досуг ребёнка. Чем больше он видит, чем с большим количеством людей встречается, наблюдает, тем легче он будет общаться, и держаться в обществе.

Обладая различными знаниями легче поддержать или начать разговор. Детские спектакли, выставки, развлекательные центры, кружки, походы на природу, весёлые дни рождения, путешествия, прогулки – всё это способствует общению и наполнению багажа знаний.

Дома можно читать книги, изучать животных, растения, проводить опыты по выращиванию овоща из семечка. Все эти действия направляют ребёнка в русло активного действия, движения и понимания, что «под лежачий камень вода не течёт».

7. Научите ребёнка ставить цели и добиваться их . Начать нужно с малого. Например, «хочу учиться за границей». Цель хорошая, но лучше разделить её на несколько более реальных «выучить определённые английские слова и фразы, подтянуть оценку за четверть и за год, пойти на дополнительные языковые курсы» и т.д.

Добиваясь каждого пункта своего плана, ребёнок будет видеть, что у него получается и цель учиться за границей не такая уж недостижимая, если двигаться в этом направлении поэтапно.

Лидерские качества действительно пригодятся каждому человеку, они помогут добиться успеха в учёбе, дружбе, семье, достигать поставленных целей и, конечно, быть успешным человеком. Помните, что успешность для каждого человека заключается в разном.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите в комментариях, как воспитываете своего лидера.

Татьяна Миронова
Особенности формирования лидерских качеств

Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности с определенным набором лидерских качеств . Если говорить о психологическом портрете такой личности, то основными его составляющими станут такие внутриличностные особенности , как высокая адаптивность, мобильность, стабильность и устойчивость нервной системы, лабильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость. Именно недостаток волевых качеств становится , на наш взгляд, основной причиной неудач и разочарований в себе и, как следствие, формирование его неадекватной самооценки в сторону заниженной.

Период дошкольного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией , умение общаться со сверстниками и т. д.

Прежде чем говорить о специфике , определим, какие же качества относятся к лидерским .

Лидерские качества – это совокупность психологических качеств , умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций .

Существует также мнение, что лидерские качества – это интегральные системные качества , обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации.

Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера . Но выделить одно-два качества , оказывающих главное воздействие, невозможно.

В жизни любого лидера рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые лидерские качества , представленные ниже.

Лидерские качества можно классифицировать следующим образом :

1. Личные качества лидера : знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.

2. Управленческие и организационные лидерские качества : умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.

3. Психологические и социальные лидерские качества : коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.

Таким, образом, существует различные точки зрения относительно того набора качеств , которым должен обладать лидер . К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств , который и позволит в итоге добиться желаемого результата.

Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Поэтому формирование лидерских качеств – это сложный , трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника , т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности ребенка.

Теперь обратимся к рассмотрению основных условий процесса формирования лидерских качеств дошкольника в рамках социокультурного пространства садика, при реализации которых данный процесс, на наш взгляд, будет проходить наиболее эффективно :

1. Формирование дошкольников качеств , присущих лидеру : выработка организаторских, управленческих качеств лидера ; выработка умения сформировать группу , сплотить ее, определить цели, поставить перед группой сверстников необходимые задачи, сформулировать основную цель – вот качества , присущие современному лидеру . В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности.

От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества , умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач) . Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.

На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический) . Таким образом, лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами . Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им цель.

2. Анализ и учёт окружения лидера . Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения , но недостаточное для современного общества. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера . Член группы также должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера , о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для совместной работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников . Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам . Отношения лидера и его коллектива – важный аспект новой, лидерской организации власти . Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом, понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера . Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива, положительно относиться к их заслугам.

3. Учёт реалий современности. Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять . Это лидеры , которые призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Он инициативны и восприимчивы к инициативе других, компетентны, толерантны к другим, целеустремлённы и дальновидны, и это именно те личности, кто действительно сможет управлять людьми в структуре учебно-воспитательного процесса.

Одна из главных задач, которая стоит перед, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала . Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.

Предоставляя возможность каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию , развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения ; разнообразие реализуемых дошкольниками социальных ролей (позиций, садик создает предпосылки для развития лидерских качеств дошкольников .

Вышеизложенное позволяет утверждать, что эффективное формирование лидерских качеств дошкольников осуществляется системно путем передачи обучаемым обобщенных психолого-педагогических знаний и включением их в лидерскую деятельность и отношения.

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания воспитателя к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств . Поэтому считаем, что одна из главных задач – создание детям необходимых условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, что во многом обеспечивается лидерскими качествами . Для того чтобы дети смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им достичь такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества , занять активную жизненную позицию.

Таким образом, дошкольный возраст – это возраст интенсивного всестороннего личностного развития. Именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются черты личности (организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Ученые утверждали, что личность сама должна активно участвовать в деятельности, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, развить как можно полно свои способности и личностные свойства и качества , в том числе и лидерские .

Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец». Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка - будущий президент!)
Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша - девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»

Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг - серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это - человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта - харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Формируем лидера с детства

Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером.
Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться - значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше - повысить ее - способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это - их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка - не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, - начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении. Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях. Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное - ваше спокойствие - помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером. Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она - одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Очень близко к общению стоит умение говорить. Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас - шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции).
Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста. Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность - тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях.
Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних - сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен - ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно - директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это - работа лидера.
Если вы сами - лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность - колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке.
Умение проигрывать - хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели - важное качество лидера!
Формирование лидера - это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это - постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…

Предотвращаем негативные тенденции

Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей - нежелательная черта для подражания будущим лидером. Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» - и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие. Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это - плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего. Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) - важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного. Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его - на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера. Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.

Кто такой лидер? Это человек, умеющий и знающий, как вести за собой других людей, как их организовать для выполнения собственных и общественных потребностей. Но не путайте лидерские качества ребенка с диктаторскими - это два различных понятия, которые, как батарейки, имеют противоположную полярность. Человек, вырастающий лидером, до конца остается положительным и ответственным персонажем, который идет к своей цели не «по головам», а находя обходные правильные пути. Именно такого положительного лидера хотят вырастить большинство родителей, поскольку они мечтают радоваться его успехам в будущем, видеть в нем руководителя крупной компании или просто состоявшегося в этой жизни человека.

Но без поддержки и правильного воспитания ребенок вряд ли будет стремиться к лидерским вершинам. Если вы захотите оспорить этот факт и скажете, что лидеры бывают и в детских домах, где беспризорников никто не воспитывает, то этому можно найти верное объяснение - с темпераментом человек рождается, и если ребенок от природы «пробивной», то он сам захочет выделяться из толпы. Ну, а под крылом у родителей даже шустрые детки вырастают неприспособленными ко взрослой жизни из-за чрезмерной опеки. Поэтому, если у ребенка есть задатки лидера, то их, несомненно, нужно развивать.

Уже в возрасте 3-х лет можно заметить стремление малыша быть в центре внимания, собирать вокруг себя детишек во дворе и придумывать новые игры, обязательно становясь капитаном команды. Вот они - задатки лидера! Ребенок уже понимает, что он хочет выделяться из серой массы подчиненных и вести за собой других.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим. Пока мы живем - мы учимся, и каждая наша ошибка - это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы. Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях. Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать - пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера. Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Поддерживайте и хвалите своего малыша

Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.

Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось. Не получилось в этот раз - обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену. А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.

Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.

Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат. Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте. Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.

Дайте лидеру «поле» для общения

Чтобы отточить свои лидерские навыки, ребенку необходимо общаться, причем не только с родными и близкими, но и с другими детками, будь то в песочнице, в детском саду или в школе. Ребенку нужно расширять свой привычный круг общения - отдайте его в спортивную секцию или в любую другую, но обязательно в ту, где могут проявиться лидерские качества, то есть где ребенок может быть капитаном (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, командные игры). Ребенок лидер - жизнерадостный, активный, старается всегда быть заводилой и сам придумывать правила игры.

Лидер умеет говорить

Среди прочих лидерских качеств ораторское искусство имеет не последнюю роль, ведь чтобы вести за собой людей, нужно уметь доносить до них свою мысль.

Учите ребенка правильно составлять предложения и внятно, понятно объясняться. Бывают детки, которые уже в 2,5 годика могут чисто и внятно рассказать свою мысль, а бывают и такие, которые в 10 лет запинаются и не могут слова соединить в предложение. А ведь это очень важно для лидера - уметь правильно сформулировать мысль, чтобы её поняли все окружающие. Вы можете следить за его речью в тот момент, когда ребенок играет, когда он разговаривает с вами или с друзьями, когда выступает перед бабушками или на утреннике. И обязательно подбадривайте малыша, уговаривайте его попробовать еще раз. Если с первого раза не получилось внятно рассказать папе о том, что случилось на улице, то пускай малыш соберется с мыслями, повторит все про себя, и только потом скажет это вслух. Придавайте крохе уверенности, ведь родители для него - самые важные судьи и помощники.

Лидер в ответе за свои слова

Врун никогда не станет лидером, потому что люди вокруг просто перестанут его уважать. Многие родители прощают своим маленьким деткам несерьезное вранье, когда они пытаются оправдать себя в том, что чашку с молоком разлил не он, а кошка. Но большая ложь растет из маленькой, и малыш должен понимать, что он в ответе за свои слова, ведь от его вранья могут пострадать другие. Лидер должен отвечать и за произнесенные фразы, и за свои действия, и за то, что последует за сказанным.

Воспитывайте в своем ребенке не только лидерские, но и человеческие качества - уважение к другим, умение прислушиваться к чужому мнению и считаться с ним, умение отвечать за содеянные поступки и находить выход даже в самых сложных ситуациях (при этом дайте понять ребенку, что вы всегда будете рядом и поможете в решении проблемы, но решать их за ребенка не будете). К тому же, лидерами становятся те дети, которые могут похвастаться своей находчивостью, умением проанализировать ситуацию и найти выход (возможно, не без вашей помощи, но именно по своей инициативе), и даже когда у них что-то не получается, они не сложат в унынии руки, а будут стараться до тех пор, пока не получат положительный результат.

Лидер умеет слушать и слышать

Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины. Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно - знакомые это люди или нет. Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару - этим он уже заработает себе положительную репутацию. С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить. Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.

Но есть еще одна очень важная для лидера черта - это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы. Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось. Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность - отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира. Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки . В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку - 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка . Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Введение…………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Лидерское поведение в подростковом возрасте………………………………3

Глава 2. Мотив как предмет деятельности................................………………………….4

Глава 3.Мотивационная теория лидерства………………………………………………7

Глава 4. Основные характеристики лидерства…………………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………………………….13

Введение

Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который в последствии раскрывается во взрослой жизни. Для собственной успешности в социуме ребенку 11-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. С этой целью разрабатываются обучающие занятия в детских объединениях, где создаются благоприятные условия для социализации подростка .
В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:
- ранний - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;
- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);
- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала(А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).
Теории и практике выявления лидерства посвящены работы Ю.П.Платонова, А.Н. Лутошкина. Стили лидерства раскрыты в работах А. Аграшенко, Н.И. Шевандрина. Особую значимость представляют исследования, посвященные деятельности детских объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских объединений рассматриваются в работах И.И. Фришмана, А.Н. Лутошкина, В.Б. Сбитнева, А. Тришкина. Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка.
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.
Цель работы – изучение условий взаимодействия коллектива в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.
Объект исследования - лидерство в подростковом возрасте.
Предмет – мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте.
Задачи работы:
1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.

Глава 1. Лидерское поведение в подростковом возрасте
Вся жизнь человека протекает в составе разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных лидеров. Лидеры есть в любом коллективе, и они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе; важно чтобы они составляли управляющий резерв. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяет судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом
Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их взаимодействии, осуществляющийся на основе восприятия, подражания, внушения, взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольности подчинения и считается социально приемлемым и наиболее эффективным.
Лидерское поведение может быть доступно любому члену коллектива, каждый из них может иметь собственную сферу деятельности.
Лидер – любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе.
Лидерство – обозначение осуществления полномочий власти и влияние внутри социальной группы, то есть функционировать как лидер означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают личность
Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.
В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером.
В развитии лидерства используется, ряд процедур:
- формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером; - развитие уверенности в себе;
- готовность принимать решения и брать на себя ответственность;
- последовательность и упорство в реализации общих целей;
- осознание собственной возможности их достижения;
Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств, - сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели);обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.
При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами .
Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности, для психологии лидерство - конкретное выражение власти в «человеческом факторе», власть в психологическом измерении - это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться.
Глава 2. Мотив как предмет деятельности
Мотив - это направленность личности на отдельные стороны
работы, связанная с внутренним отношением ребенка с ней.
В системе мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе обучения, воспитания; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как обучение как вынужденное поведение; процесс обучения как привычное функционирование; учение ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты мотивационного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах лидерства ради
материального вознаграждения и избегания неудач.
Мотивы лидерства можно назвать следующие: потребность во власти; верность делу (стремление решить проблему или внушить свои идеи); чувство ответственности; потребность в одобрении и уважении; потребность в получении статуса и признания; необходимость компенсировать лидерством переменные личные проблемы.
Знание мотивов помогает понять поведение лидера: является данный пост ступенькой в его карьере или его и впрямь интересует дело, будет лидер активно действовать или станет равнодушно исполнять обязанности.
Сильную потребность во власти, присущую потенциальным и реальным лидерам, проще всего объяснить их врожденными индивидуальными особенностями
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во
взаимодействии ребенка со взрослым. Направленность подростка на овладение новыми знаниями, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ребенка. Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения); узкие
социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с
окружающими, получить их одобрение).
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления:
- широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к взрослому за дополнительными сведениями;
- учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к педагогу о сравнении разных способов работы;
- мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к взрослому по поводу рациональной организации внеурочной деятельности.
Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь
потенциальную возможность развития личности поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений ставить цели и
достигать их в обучении своем и умении вести за собой.
Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее
откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их
незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их
возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.
Эмоции тесно связаны с мотивами подростков и выражают возможность
реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. У каждого подростка есть некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого подростка и группы в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса
формирования. Формирование мотивов лидерства - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к лидерству и осознания их подростком.
Мотивационные аспекты проявляются по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается подросток. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.
Мотивация лидерства - это совокупность стремлений человека получить влияние на личности или группу с помощью средств лидерства(таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения и наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и подросток стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Интенсивное проявление стремления к лидерству воспринимается в обществе негативно, подростки до конца не осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать.
Личность подростка неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и способности быть лидером; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда подросток обладает хорошими способностями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного подростка.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием подростка изменить мнение, оценку о себе со стороны педагога, сверстников. Здесь для взрослого очень важно, какой ценой, какими средствами подросток хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет отношения к нему товарищей, юмором и шуткой, своей оригинальностью или другими приемами.
Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-
интеллектуальным фоном в группе и престижностью знаний. Выбор этих мотивов является в группе показателем внутриколлективных интересов у детей, связанных определенной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует их заинтересованность в успехах группы, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную деятельность.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, в различных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.
В коллективной работе подростка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы занятие доминирующих позиций произошло наиболее эффективно.
При совместной деятельности ребенок учится сопоставлять,
сравнивать, наконец, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою
правоту.
Выполняя руководящие функции лидеры, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм, но им может не хватить опыта, поэтому детскую организацию направляет взрослый.
Слишком сильная мотивация индивида будет способствовать, возможности реализации по направлению к лидерству в группе. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем - обеспечение безопасности, на высшем уровне - аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера - предотвращение фрустрации, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении . Прежде всего необходимо создать ситуацию для возникновения у подростка общего положительного отношения к формированию мотивации лидерства.
Подростки используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.
Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.
Большое значение для формирования мотивации лидерства имеет состав группы, в которой необходимо определить лидера. Очень важно внимательно отнестись к этому:
а) При подборе группы необходимо учитывать желание подростков работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при определении лидера.
б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей.
в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные
особенности личности: уровень их знаний, темп работы, интересы.
Для формирования мотивации лидерства большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает лидер.
Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.
В этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Основной задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.
Весьма важен в воспитании лидерских качеств творческий подход, т.к. одна и та же черта характера может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды психологического развития лидера. Необходимо констатировать, что лидер – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль руководителя, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Лидерство – следствие социальных процессов, подверженное воздействию социальной ситуации, в которую попадает лидер. В основе этого подхода лежит детерминация отношений группы и лидера. Люди склонны следовать за тем, кто может стать средством удовлетворения их собственных потребностей .
Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Позиция лидера особенно важна для каждого члена коллектива,
поскольку деятельность строится на человеческих взаимоотношениях.
Стараясь понять, ценности людей, с которыми намерен сотрудничать,
фокусируй внимание на тех, кто готов к взаимопониманию и
сотрудничеству. Задача лидера - помочь им направить свой опыт,
образование, природные способности и воображение на достижение цели.
Распознавать ситуацию, в которой нет возможности для выигрыша.
Глава 3. Мотивационная теория лидерства
Широкое распространение в современной психологии получила мотивационная теория лидерства, представители которой доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы.
Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на достижение качественного результата; установки и поведение последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения; ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты последователей и, во-вторых, фактор "окружающей среды" (поставленная задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.
Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагать заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной ситуации, но и объяснить, почему.
Лидерские способности, как совокупность определенных свойств, черт, позволяющих подростку изменить свой социальный статус, взяв на себя ответственность за решение ситуаций, значимых для группового развития.
Примеряя на себя роль лидера, подростки проявляют интерес к социально-значимой деятельности для решения их личностных проблем и задач. Главный мотив участия подростков в программах неформального образования - возможность проявить себя в интересном деле, личностный рост, осознание социальной значимости своей деятельности, проба сил в новом коллективе. Для участников неформального образования приоритетно не только формальное образование (знания, умения, навыки), связанного с получением документа или сертификата (что тоже немаловажно; для оценки достижений личности), а иной опыт социальной практики в реальной деятельности.
В ходе неформального образования подростки учатся:
ставить и достигать личные цели, интегрируя их с задачами общественно значимой деятельности;
защищаться от применяемых в социальной практике приемов манипулирования;
управлять собой в сложившейся социально опасной ситуации;
быть ответственным за принимаемые решения;
осознавать последствия своих поступков;
уметь проводить или участвовать в процедурах общественного контроля или гражданской экспертизы;
основам волонтерской или добровольной деятельности;
правилам ведения дискуссий, дебатов и отстаиванию своего мнения.
Программы неформального образования ориентируют участников, что направления совместной деятельности, система коллективных творческих дел или ключевых мероприятий не преподносятся взрослыми в заранее подготовленном виде. Подростки, проявляя инициативу и творчество, объединяясь в творческие группы, команды, коллективы при поддержке наставников, проявляют инициативу и творчество, создавая проекты и сценарии тех социально значимых дел, которые помогут их сверстникам справиться с проблемами и трудностями. Навыки коллективной деятельности, развиваются в процессе совместного обсуждения идеи, их реализации, подведения итогов достигнутых результатов.
Глава 4. Основные характеристики лидерства
В психологической литературе существуют различные подходы к типологии лидерства.

Лидер может быть формальным , то есть на него официально возложены коллективом определенные полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным , то есть ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без официального назначения или выбора роль лидера.
По отношению к общественным нормам лидер может быть не социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.
По характеру деятельности лидер может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определенной деятельности или ситуации.

По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором - выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем - выделяется как наиболее подготовленный в определенном виде деятельности; генератором эмоционального настроя.

По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения .
По направленности деятельности лидер может быть созидателем, действующим в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, и разрушителем - дезорганизатором, действующим в своих личных интересах, на первом плане у него не дело и люди, а собственное эгоистическое желание - показать себя, используя для этого дело и окружающих, зачастую во вред делу и людям.
Лидерство опирается на наличие власти и личностное влияние, характеризуясь определенным стилем.
Стиль лидерства - это своеобразный процесс осуществления влияния на поведение людей, проявляющийся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния. Понятие стиля лидерства впервые предложил К.Левин. Н.И. Шевандрин предложил различать три типа стилей лидерства.
1. Демократический - решения принимаются группой. Указанный стиль лидерства наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях. Более ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая их инициативу.
2. Авторитарный - решение принимает руководитель. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Более ориентирован на решение алгоритмизуемых задач. Демонстрирующий этот стиль лидер действует по отношению к ведомым властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.
3. Попустительский - участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Очень эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой активности. При этом стиле лидер практически устраняется от активного управления группой, ведет себя как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу.
Между описанными полярными типами поведения лидера существуют различные промежуточные варианты, которые могут быть эффективными в зависимости от наличной ситуации функционирования группы, характера ее деятельности, уровня развития межличностных отношений в ней, сочетания личностных особенностей участников группы.
Во главе каждой группы стоит взрослый, придерживавшийся одного стиля лидерства - авторитарного, демократического или попустительского (либерального).
В исследовании Левин и его сотрудники установили, что при авторитарном стиле лидерства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле; имела более низкие мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, проявлялась большая агрессивность, демонстрируемая как по отношению к руководителю, так и по отношению к другим участникам группы; наблюдались признаки большей подавляемой тревоги и, одновременно, более зависимого и покорного поведения. В сравнении с демократическим стилем лидерства, при попустительском стиле объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры, и в вопросах фиксируется предпочтение демократического стиля .
Лидер должен уметь делать очень многие вещи. Его роль меняется в зависимости от ситуации. Но существуют общие положения, о которых Вы должны помнить всегда, - это законы лидерства.
Перестань ждать и прикидывать шансы, действуй и стремись к
поставленной цели. Только действия приводят к результату. Следуй
законам лидерства, тренируйся, используй для этого любую возможность -
и ты станешь лидером.
Лидер должен иметь мечту. Для того, чтобы добиться успеха, нужно
уметь мечтать, быть преданным своей мечте и настойчивым в ее
достижении. Именно мечта, опирающаяся на веру в ее осуществимость,
является источником созидательной энергии и вдохновения. Лидер должен
вдохновлять людей на свершения.
Лидер концентрирует внимание на решении проблемы. Лидер умеет
выделить главное и сосредоточиться на решении задачи. Очень важно - не
размениваться по мелочам.
Лидер готов принимать решения. Ничто, так не деморализует организацию, как нерешительность. Совершенно не обязательно, чтобы все твои решения были правильными. Самое главное - это то, чтобы ты принимал решения и брал на себя ответственность за их выполнение и результат. Часто люди боятся принимать решения, опасаясь ошибиться. Нерешительность приводит к нестабильности и неуверенности. То, что ты готов принимать решения, важнее, чем то, то все твои решения правильны. По мере накопления опыта решения будут все лучше и лучше.
Лидер принимает ответственность за ошибочные действия. Нет
ничего более вредного для организации, чем лидер, который всегда прав. Настоящий лидер - это тот, кто берет на себя ответственность за любые ошибки в работе организации. Не занимайся обвинениями и поиском виноватых - проанализируй ситуацию, извлеки уроки, сделай выводы и двигайся дальше.
Лидер продвигает людей, которых он ведет за собой. Лидер всегда
выдвигает на первое место тех людей, которыми он руководит.
Выдвижение людей на первые роли дает им огромное преимущество, в
первую очередь - демонстрирует объективную оценку их результатов.
Лидер находится впереди и является примером
Социально-экономические и культурные преобразования в современном обществе, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение лидерства среди подростков, т.к. именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала.
Будущее любого государства зависит от степени внимания общества к вопросу воспитания и образования своего нового поколения, поэтому в большинстве стран правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения. Проблема создания, развития и успешной деятельности детских общественных объединений (ДОО) не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно укомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений.
При систематическом вовлечении подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта и при использовании в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) лидерские качества подростков развиваются успешнее. Именно деятельность выдвигает лидера, через специально организованную деятельность можно обеспечить благоприятные возможности для успеха тех подростков, которые обладают потенциалом влияния на своих товарищей.
Позиция подростка в коллективе - способствует формированию определенных черт личности через выполнение соответствующей деятельности. Подросток может сознательно выбирать и занимать ту позицию, где наиболее полно будет происходить реализация его возможностей и развитие лидерских качеств.
Изменению позиции подростка, приобретению опыта лидерского поведения, содействует использование технологии социального проектирования.
При создании педагогических условий в группе возможно наличие нескольких лидеров, а не одного, и каждый из них может; иметь собственную сферу деятельности.
Рассматривая использование технологии социального проектирования в качестве условия развития лидерских качеств подростков, можно отметить важность создания педагогом «ситуации успеха». Ситуацию успеха понимается как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого подростка в специально организованную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей и обеспечивают положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач.
Ситуация успеха складывается не только из того, что учитываются склонности подростка к определенному виду деятельности. Обязательно используется обучение члена отряда новым видам деятельности через индивидуальные консультации, тренинги, беседы. Все это позволяет подростку овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, принимать участие в других видах деятельности в процессе проектирования. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности.
В создании ситуации успеха подростка очень важна позиция педагога, родителей, социального окружения.
Таким образом, использование технологии социального проектирования дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности подросткам с разным уровнем подготовки. Подросток может сознательно выбирать для себя ту позицию, в которой наиболее полно реализуются его возможности и желания. Включение подростков в социально значимые виды деятельности, которые возможны при работе над социальным проектом, участие в планировании и обсуждении результатов учит их искать и находить правильные решения, отстаивать и доказывать правильность своего мнения, осознавать необходимость единства слова и дела, объективно оценивать свое участие и участие товарищей в общем деле, быть ответственным, требовательным и принципиальным в отношении к себе и к окружающим, т.е. способствует не только обретению подростками жизненного опыта, но и формированию их лидерской позиции.
Лидера выдвигает деятельность. Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, качества характера и содержания деятельности. Каждый член группы может выступать в роли лидера и приобретать навыки организации других людей и самоорганизации.

Заключение
В работе рассмотрены различные подходы к пониманию проблемы мотивационных аспектов лидерства в подростковом возрасте. Наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка считается подростковый возраст, в котором оптимально его включение в совместную деятельность со взрослыми, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.
Адаптировать ребенка– задача наитруднейшая, в ней на практике проверяется все то, что заложено и воспитано в ребенке родителями и социумом. Чем выше мотивационное стремление к успеху в подростке воспитанные качества лидера, тем больше вероятность его выживания в социуме и продвижения вверх по иерархической лестнице.
Одной из важнейших задач психологии является создание условий для развития личности, в том числе и лидеров, через воспитание высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.
Данные теоретические и методологические подходы были подтверждены экспериментальными исследованиями конкретного подросткового коллектива. В ходе курсовой работы экспериментально определились мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.
Современные лидеры в молодежной среде должны обладать всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций.
Лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других .

С писок литературы
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева -Изд. 2-е- – М.: Просвещение, 2000.-224 с.
2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с.
3. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с.
5. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под.ред. д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с. (Дополнительное образование).
6. Женило М.Ю. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах / М.Ю.Женило, С.А.Шин. –Изд. 3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с. (Сердце отдаю детям)
7. Колузаева Н.Г. Организация знаний со школьным активом /Классный руководитель. № 4. 2006.- 108-122 с.
8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения./ М.Ю. Кондратьев - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2000. - 335.
9. Немов Р.С. Психология Учебное пособие для учащихся педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – Изд. 2-е- Т.3. М.: Просвещение, 1999.-301 с.
10. Платонов Ю.П. Путь к лидерству.–СПб.: Речь, 2006.-348 с.
11. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006.-464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)
12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». М.: 2000.- 576 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.:ВЛАДОС, 2001.-529 с.
14. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.(Воспитание в школе)
15. Тришкина А. Педагогический опыт «Я – лидер» Дополнительное образование и воспитание № 4 (78) , 2006 с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь- М»
16. Сбитнева В.Б. Равитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении Дополнительное образования и воспитания № 9 2006. М. ИД ООО «Витязь – М» с.37-41
17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1999.- 288 с
18. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре Дополнительное образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД ООО «Витязь – М» с. 8-12
19. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.:ВЛАДОС, 2000.- 544 с.
20. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.- 88 с.