Как должен дышать новорожденный: проблемы учащенного дыхания во сне, задержки и хрипы у ребенка без температуры. Переход к самостоятельному дыханию новорожденного

Ситуация, при которой не дышит нос у новорожденного, способна довести до паники любых неопытных родителей.

Как правило, такое состояние способно привести к возникновению различных проблем, например, малыш начинает плохо сосать молоко.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что из-за периодического недоедания у крохи появляются сложности со сном.

Самыми распространенными причинами заложенности носа у новорожденного являются:

  1. Период адаптации. Эта причина встречается чаще всего. Такое состояние сопровождается небольшим «похрюкиванием». Дыхание при этом усложненное. Как правило, оно приходит в норму, когда возраст младенцев достигает 2 месяцев. Нормальному прохождению воздуха мешают крохотные ноздри ребенка.
  2. Появление раздражителей на слизистой в носу, которые имеют различное происхождение. К ним относятся и бактерии. Заложенность носа уйдет только когда грудничок выздоровеет.

Заложенность носа может появиться из-за инородного тела, попавшего в него. Как правило, совсем небольшие частички выходят наружу, когда ребенок начнет чихать. Но если инородное тело слишком велико, может появиться слизь. Некоторые родители пытаются устранить такую неприятность с помощью медицинской груши, но этого делать не стоит. Известны случаи, когда инородное тело в результате таких стараний уходило вглубь. Поэтому, при обнаружении любого предмета в носовой полости ребенка необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью.

Кроме того, может вызвать пересушенный воздух в помещении, где находится кроха. Не все мамы следят за влажностью в комнате у малыша, а между тем, это обязательно делать.

Для того, чтобы не появлялась заложенность носа, необходимо проветривать комнату, где чаще всего находится малыш, а также пользоваться увлажнителем воздуха.

Аллергия, как причина патологии

Причиной возникновения заложенности может быть аллергический ринит, который имеет следующие признаки:


Как правило, такая ситуация появляется в то время, когда цветут растения, весной или летом.

Эта реакция организма представляет собой явление, при котором в носовых пазухах формируется слизь и после этого обильно вытекает.

Чтобы избавить грудничка от насморка, вызванного , родителям придется обязательно устранить раздражитель, являющийся причиной такого состояния.

При этом следует знать, что аллергический ринит может протекать в течение длительного времени.

Как убрать заложенность носа?

Родители новорожденного должны помнить, что чем раньше они обратятся за консультацией к врачу, тем быстрее специалист сможет начать лечение и не допустить возникновение осложнений в дальнейшем. Очень важно, как можно чаще увлажнять слизистую в носу грудничка. В этом помогут специальные аптечные средства, которые подходят для применения с самого рождения.

При отсутствии нормального носового дыхания можно применять капли, которые имеют сосудосуживающие свойства. Желательно использовать такие средства непосредственно перед сном или кормлением крохи. Такая процедура поможет ему полноценно поспать. Используя с такими свойствами родители должны быть осторожными, поскольку эти препараты способны вызвать привыкание. Нужно знать, что эти средства не лечат, а убирают симптомы заложенности носа.

Правильный уход за новорожденным — залог здоровья малыша

Если содержимое носа грудничка выделяется в больших объемах, можно воспользоваться специальным аспиратором из аптеки. Это устройство поможет очень быстро и эффективно избавить носовые ходы от слизи. После его применения дыхание младенца будет восстановлено.

Специалисты предупреждают, что чересчур активное использование аспиратора способно привести к появлению все большего количества секрета в носу. Поэтому, желательно применять его не чаще трех раз в день.

Если причиной заложенности носа у младенца стала вирусная инфекция, необходимо бороться непосредственно с болезнью, а не убирать симптомы. Следует помнить, что лечить вирусную должен врач. Терапия в домашних условиях допускается, но только по согласованию специалиста.

Что нельзя делать при заложенности носа?

В лечении ребенка с заложенным носом существуют свои правила:

Нельзя промывать уши грудничка любыми средствами (шприцем или грушей). Такая процедура может привести к возникновению отита. Может появиться воспалительный процесс из-за того, что раствор заливается в ухо под напором.

Нельзя применять антимикробные капли в лечении заложенности носа у новорожденного. Кроме того, нежелательно использовать сосудосуживающие капли без разрешения специалиста или в течение длительного времени. Такие средства могут сильно пересушивать слизистую в носу ребенка.

Некоторые мамы закапывают в носовые ходы новорожденного молоко из своей груди. Этого не стоит делать, поскольку материнское полезно только для приема внутрь. Если молоко попадает на слизистую носа, это тут же приведет к появлению и размножению микробов.

Кроме всего перечисленного выше, нельзя лечить заложенность носа у младенца каплями на основе растений. Некоторые из них могут вызвать сильную аллергическую реакцию у детей такого возраста.

На видео — рассказ специалиста:

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Когда ваш ребенок не дышит: детальный разбор мер реанимации

Шаг второй: очистите рот ребенка. Выньте любые посторонние предметы, пищу или жевательную резинку. Не действуйте вслепую и вытаскивайте только те предметы, которые четко видите. Если во рту ребенка скопилась рвота или жидкость, переверните его, чтобы она вытекла. Если вы подозреваете, что ребенок подавился, энергично похлопайте его по спине.

Шаг третий: положите ребенка так, чтобы его дыхательные пути распрямились. Ребенок лежит на спине, голова – на уровне сердца. Положите одну руку на лоб ребенка, а пальцы другой руки – на подбородок. Отодвиньте его язык от задней стенки гортани, оттянув подбородок одной рукой (другая в это время находится на лбу). Голова ребенка должна быть запрокинута, но не настолько сильно, как это делают у взрослых (это может перекрыть дыхательные пути младенца) – так называемая позиция для вдоха носом (сделайте несколько вдохов носом и заметьте, насколько при этом ваша голова отклоняется вверх и вперед). Скатанное полотенце, подложенное под шею, обычно дает правильный наклон головы. Этот угол немного увеличивается с возрастом ребенка. Ваши пальцы, держащие подбородок ребенка, не должны нажимать на горло; этой же рукой можно опустить нижнюю губу, чтобы рот оставался открытым.

Шаг четвертый: начинайте дыхание рот в рот.

– Для младенцев в возрасте до 1 года.

Накройте рот и нос ребенка вашим ртом и вдувайте воздух с силой, достаточной для того, чтобы его грудь поднималась. (Вдувайте воздух только изо рта – скорее дуйте, чем вдыхайте, причем более короткими вдохами, чем вы обычно дышите. Вдувая слишком большое количество воздуха в быстром темпе, вы можете повредить легкие ребенка, раздуть его желудок и остановить дыхание или вызвать рвоту.) Начинайте с 2 коротких вдохов. Посмотрите, поднимается ли при этом грудь ребенка.

Если она поднимается, значит, его дыхательные пути свободны и ваша техника правильная. Продолжайте дыхание рот в рот, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно. Темп вдыхания – через каждые 3 с (т. е. 20 раз в минуту).

Если грудь ребенка не поднимается, увеличьте давление, попытайтесь делать более сильные вдохи. Если дыхание не восстанавливается, грудь ребенка не поднимается, возможно, его дыхательные пути перекрыты проглоченным предметом или положение головы неправильное. Повторите вдыхание рот в рот или немедленно переходите к похлопыванию по спине и нажатию на грудь – методом, предназначенным для извлечения инородного тела.

– Для детей старше 1 года. Зажмите ноздри ребенка указательным и большим пальцами и крепко прижмитесь губами к его губам. Дальше поступайте так, как рекомендуется для младенцев, не достигших года.

Шаг пятый: проверьте пульс ребенка . Появление пульса означает, что сердце ребенка работает и искусственное дыхание можно прекратить. Простейший способ нахождения пульса у ребенка: нажать на точку на внутренней стороне его руки, между плечом и локтем. Другой способ – попытаться прощупать пульс на шее. Если у ребенка нет пульса, переходите к следующему шагу.

Шаг шестой: начните сжатия груди . Положите ребенка на твердую поверхность (на пол или на стол). Расстегните рубашку или снимите ее. Положите 2–3 пальца на грудь, ниже линии, соединяющей соски. Проводите сжатия груди (сердце находится справа, ниже) на глубину от 0,5 до 1,5 дюйма (1,52,5 см) с частотой не менее 100 сжатий в минуту (можно про себя считать: «и раз и два, и раз, и два…», говоря «и» при опускании и «раз», «два» и т. д. – при нажатии на грудь, ритм – плавный без рывков. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте ребенку искусственное дыхание рот в рот после каждого 5-го сжатия сердца, при этом проверяйте положение головы ребенка и смотрите за тем, поднимается ли его грудь. Не отнимайте пальцы между нажатиями (за исключением времени, когда делаете искусственное дыхание).

Если работают вместе два спасателя, один сжимает грудь, останавливаясь после каждых 5 сжатий, чтобы второй спасатель сделал искусственное дыхание рот в рот (такая координация движений и искусственного дыхания бывает обычно у натренированных спасателей).

Продолжайте проверять пульс каждые 5 мин, пока не прибудет скорая помощь. Остановите сжатия груди, когда у ребенка появится пульс, но продолжайте искусственное дыхание рот в рот, пока малыш не начнет дышать самостоятельно.

Итак, меры по реанимации включают:

А – очищение дыхательных путей : правильно расположите голову ребенка и очистите дыхательные пути, убрав все инородные тела, перекрывающие их.

Б – восстановление дыхания : проделайте дыхание рот в рот или рот в рот и в нос при правильном положении головы ребенка и с частотой 1 вдох за 3 с.

В – восстановление циркуляции крови : если вы не чувствуете пульса или биения сердца ребенка, проведите сжатия груди с частотой 100 в минуту.

Г – вызов скорой помощи : где бы вы ни находились, в течение 1–2 мин после начала мер по реанимации, необходимо вызвать скорую помощь.

Разница в сжатиях груди для младенцев разного возраста

Новорожденный: удобнее проводить сжатия груди, обхватив ее двумя руками ниже подмышек и сжимать концами больших пальцев.

Более старшин ребенок: используйте ладонь своей руки для более глубоких сжатий, примерно на 1–1,5 дюйма (2,5–3,5 см), с частотой около 100 сжатий в минуту.

Из книги Как вернуться к жизни автора А. П. Столешников

Разбор иностранной литературы по голоданию В вечно голодной России голодание как метод лечения не был известен, и не был популярен до самого конца 80-х годов 20-ого века, когда в России появились переводы брошюр Поля Брэгга и Герберта Шелтона. Поэтому в России до сих пор

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Когда ребенок появляется Некоторые приемные дети берут грудь сразу же. Других нужно задобрить. Это зависит от возраста ребенка, от того, кормила его биологическая мать или нет, от потребности ребенка в сосании и от его характера. Вообще дети, которые начинают жить со

Из книги Болят колени. Что делать? автора Сергей Михайлович Бубновский

КОГДА МАТЬ ИЛИ РЕБЕНОК БОЛЬНЫ Грудное вскармливание - лучшее лекарство, если вы или ваш ребенок заболели простудой, гриппом, диареей или многими другими заболеваниями. Ваше молоко поможет ребенку бороться с микробами. Если больны вы, у ребенка может проявиться только

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора Алексей Владимирович Ковальков

Часть II Разбор болезни, или Как не надо лечить колено

Из книги Стероидный московский лохотрон доктора Любера автора Юрий Борисович Буланов

Глава 3 ПОЧЕМУ МЫ ТОЛСТЕЕМ (разбор причин набора веса) Как наш организм набирает вес Кто конкретно виноват в увеличении массы тела Как худеть и при этом быть счастливым Почему женщины и мужчины худеют по-разному Каким образом 2 конфетки могут превратиться в

Из книги Книга от кашля. О детском кашле для пап и мам автора Евгений Олегович Комаровский

Б. Разбор «лохотрона» Анаболические стероиды. Часть I Анаболически-андрогенные стероиды.Такого медицинского термина, как «Анаболически-андрогенные стероиды» в медицине не существует. Не существует его так же и в быту. Это «отсебятина» автора книги, настоящее имя

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Светлана Васильевна Баранова

Болезни с кашлем, или когда РЕБЕНОК кашляет? Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Карл Людвиг Бёрне Список болезней, при которых может иметь место симптом под названием кашель, - это несколько сотен (если не тысяч) конкретных диагнозов.В этом,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Когда ребёнок нуждается в особом уходе Если ваш ребёнок родился преждевременно или возникли какие-либо медицинские проблемы, его могут оставить на некоторое время в отделении неонатальной интенсивной терапии. Конечно, вы будете чувствовать испуг, волнение и

Из книги Золотые правила очищения и голодания автора Геннадий Петрович Малахов

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга 2 автора Наталья Ивановна Степанова

ГЛАВА 2 Подробный разбор процессов голодания и восстановления Каждый человек, желающий провести голодание, всегда озадачен вопросом: сколько дней необходимо проголодать, чтобы выздороветь, омолодиться, приобрести особые способности? Учение о стадиях голодания и

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

О пользе и вреде дыхания Кто как дышит ТАК ГОВОРИЛ КОНСТАНТИН БУТЕЙКО: «Правильное дыхание не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже „стоит”

Из книги Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. автора Станислав Михайлович Мартынов

Когда ребенок не спит 230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как

Из книги автора

Так ли уж вредно, когда ребенок грызет свои ногти? А знаете ли вы, что по канонам китайской медицины ногти являются зеркалом печени? Бледный, тусклый их цвет всегда свидетельствует об изменениях в печени. О подобных функциональных отклонениях (а точнее, о недостатке

Из книги автора

Хорошо, когда ребенок силен в коленях и к тому же у него красивый пупок Хочу вас разу же предупредить. Пожалуйста, не настраивайтесь на шутливый лад, ибо далее речь пойдет о вполне серьезных вещах. Я сказал бы даже больше - об очередных профессиональных тайнах китайских

Легкие — это парные органы у человека, которые нужны ему для дыхания воздухом. Строение данных органов очень сложное, а форму трудно описать, ведь в большинстве случаев она полностью зависит от фазы дыхания. Именно благодаря легким мы можем передавать кислород в кровь, а забирать обратно углекислый газ и выводить его из организма. Легкие — это главные органы во всей дыхательной системе. Без них мы не сможем жить, ведь если организму не хватает кислорода, то жизнь прекращается уже буквально через несколько минут. Конечно для того, чтобы обеспечить организм кислородом нужно, чтобы работали и другие органы, через которые должен проходить воздух: нос, носоглотка, трахея, бронхи, глотка и гортань.

Легкие закладываются у ребенка примерно на третьей недели развития, а когда он рождается, то их строение полностью соответствует строению легких у взрослого человека. На протяжении всей беременности легкие малыша не выполняют никакой функции и заполненные жидкостью в которой находится ребенок. Но для того, чтобы ребенок выжил после рождения на протяжении девяти месяцев происходит тщательная подготовка легких к выполнению их самой главной функции, а именно дыхания. Как только ребенок родился жидкость сменяется воздухом и автоматически включается дыхательная функция организма.

Если во время беременности не возникало никаких осложнений и роды прошли вполне нормально и в соответствии ко всем требованиям, то ребенок начинает дышать сразу же после рождения. Кроме того интересным моментом есть то, что стимулирует активизацию дыхательного центра кислородное голодание на протяжении нескольких минут перед рождением. Постепенно потребность в кислороде увеличивается, а количество углекислого газа в крови увеличивается. Соответственно это и есть раздражителем, который заставляет ребенка кричать как только он появился на свет. По тому как ребенок плачет можно определить степень раскрытия легких. Если крик сильный, то дыхательная система полностью развитая, а дыхательные пути нормально открылись. Примерно через минуту можно заменить естественный ритм дыхания.

Если же ребенок после рождения не начал самостоятельно дышать, то тогда есть риск возникновения гипоксии. Стоит отметить, что вместимость легких у новорожденного ребенка будет постоянно увеличиваться, при этом очень быстро начинает развиваться вся дыхательная система. В некоторых случаях объем легких увеличивается слишком быстро, что нарушает работоспособность диафрагмы и в результате появляются проблемы с травной системой. Изначально дыхание ребенка будет частым и поверхностным, а мышцы грудной клетки не достаточно сильными. Но постепенно все это будет приходить в норму и уже к году ребенок будет дышать почти как взрослы человек.

Какие патологии могут возникать в дыхательной системе новорожденного ребенка

Наверное совершенно все знают о том, что в легких человека есть огромное количество альвеол — маленьких мешочков. Для того, чтобы они были в расправленном состоянии нужна специальная смазка, которая и накапливается на протяжении всей беременности и примерно к концу 36 недели ее достаточно для того, чтобы ребенок мог дышать самостоятельно. Если же ребенок родился раньше этого срока, то когда он будет выдыхать воздух, то альвеолы будут слипаться и их нужно заново раздувать. Все это происходит из-за того, что нет достаточного количества смазки. Кроме того в организм ребенка может попасть вторичная инфекция, которая также не дает полноценно функционировать дыхательной системе. Врачи отмечают несколько факторов, 4оторые могут повлиять на нормальное дыхание новорожденного:
  • инфекции;
  • курение женщиной во время беременности;
  • кесарево сечение;
  • преждевременные роды.

Рождение долгожданного малыша радостное событие, но далеко не во всех случаях роды заканчиваются успешно не только для матери, но и для ребенка. Одним из таких осложнений является асфиксия плода, которая возникла в родах. Данное осложнение диагностируется у 4 – 6% только что появившихся на свет детей, а по данным некоторых авторов частота асфиксии новорожденных составляет 6 – 15%.

Определение асфиксии новорожденных

В переводе с латыни асфиксия означает удушье, то есть недостаток кислорода. Асфиксией новорожденных называется такое патологическое состояние, при котором нарушается газообмен в организме новорожденного, что сопровождается недостатком кислорода в тканях ребенка и его крови и накоплением углекислоты.

В результате чего новорожденный, который родился с признаками живорожденности либо не может самостоятельно дышать в первую минуту после появления на свет, либо у него наблюдаются отдельные, поверхностные, судорожные и нерегулярные дыхательные движения на фоне имеющегося сердцебиения. Таким детям немедленно проводят реанимационные мероприятия, причем прогноз (возможные последствия) при данной патологии зависит от тяжести асфиксии, своевременности и качества оказания реанимации.

Классификация асфиксии новорожденных

По времени возникновения различают 2 формы асфиксии:

  • первичная – развивается сразу после рождения малыша;
  • вторичная – диагностируется в течение первых суток после родов (то есть, сначала ребенок самостоятельно и активно дышал, а потом возникло удушье).

По степени тяжести (клиническим проявлениям) выделяют:

  • асфиксия легкой степени;
  • асфиксия средней тяжести;
  • тяжелая асфиксия.

Факторы, провоцирующие развитие асфиксии

Данное патологическое состояние относится не к самостоятельным заболеваниям, а является лишь проявлением осложнений течения беременности, заболеваний женщины и плода. К причинам асфиксии относят:

Плодовые факторы

  • ) у ребенка;
  • резус-конфликтная беременность;
  • аномалии развития органов бронхолегочной системы;
  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • внутриутробная задержка роста плода;
  • закупорка дыхательных путей (слизь, амниотическая жидкость, меконий) или аспирационная асфиксия;
  • пороки развития сердца и головного мозга плода.

Материнские факторы

  • тяжелые , протекающие на фоне высокого кровяного давления и выраженных отеков;
  • декомпенсированная экстрагенитальная патология (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легочной системы);
  • беременных;
  • эндокринная патология ( , яичниковая дисфункция);
  • шок женщины во время родов;
  • нарушенная экология;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками, прием наркотиков);
  • недостаточное и неполноценное питание;
  • прием лекарственных препаратов, противопоказанных в период гестации;
  • инфекционные заболевания.

Факторы, способствующие развитию нарушений в маточно-плацентарном круге:

  • переношенная беременность;
  • преждевременное старение плаценты;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • патология пуповины (обвитие пуповиной, истинные и ложные узлы);
  • перманентная угроза прерывания;
  • и кровотечения, связанные с ним;
  • многоплодная беременность;
  • избыток или недостаток околоплодных вод;
  • аномалии родовых сил ( и дискоординация, быстрые и стремительные роды);
  • введение наркотиков менее чем за 4 часа до завершения родов;
  • общий наркоз женщины;
  • разрыв матки;

Вторичную асфиксию провоцируют следующие заболевания и патология у новорожденного

  • нарушенное мозговое кровообращение у ребенка вследствие остаточных явлений повреждений мозга и легких в родах;
  • не выявленные и не проявившиеся сразу при рождении сердечные пороки;
  • аспирация молока либо смеси после процедуры кормления или некачественная санация желудка сразу после рождения;
  • респираторный дистресс-синдром, обусловленный пневмопатиями:
    • наличие гиалиновых мембран;
    • отечно-геморрагический синдром;
    • легочные кровоизлияния;
    • ателектазы в легких.

Механизм развития асфиксии

Неважно, чем был обусловлен недостаток кислорода в организме только что родившегося ребенка, в любом случае обменные процессы, гемодинамика и микроциркуляция перестраиваются.

Степень выраженности патологии зависит от того, насколько продолжительна и интенсивна была гипоксия. Вследствие обменных и гемодинамических перестроек развивается ацидоз, который сопровождается недостатком глюкозы, азотемией и гиперкалиемией (позднее гипокалиемией).

При острой гипоксии увеличивается объем циркулирующей крови, и при хронической и развившейся затем асфиксии объем крови уменьшается. В результате кровь сгущается, вязкость ее повышается, возрастает агрегация тромбоцитов и эритроцитов.

Все эти процессы ведут к расстройству микроциркуляции в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, почки и надпочечники, печень). Нарушения микроциркуляции вызывают отек, кровоизлияния и очаги ишемии, что приводит к нарушению гемодинамики, расстройству функционирования сердечно-сосудистой системы, и как следствие, всех остальных систем и органов.

Клиническая картина

Основным признаком асфиксии новорожденных считается нарушение дыхания, которое влечет за собой сбой работы сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, а также нарушает нервно-мышечную проводимость и выраженность рефлексов.

Чтобы оценить степень тяжести патологии, неонатологи используют оценку новорожденного по шкале Апгар, которая проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка. Каждый признак оценивается в 0 – 1 – 2 баллах. Здоровый новорожденный на первой минуте набирает 8 – 10 баллов по Апгар.

Степени асфиксии новорожденных

Легкая асфиксия

При асфиксии легкой степени количество баллов у новорожденного по Апгар составляет 6 – 7. Первый вдох ребенок совершает на протяжении первой минуты, но отмечается ослабление дыхания незначительный акроцианоз (синюшность в районе носа и губ) и снижение мышечного тонуса.

Среднетяжелая асфиксия

Оценка по Апгар составляет 4 – 5 баллов. Отмечается значительное ослабление дыхания, возможны его нарушения и нерегулярность. Сердечные сокращения редкие, менее 100 в минуту, наблюдается цианоз лица, кистей и стоп. Повышается двигательная активность, развивается мышечная дистония с преобладанием гипертонуса. Возможен тремор подбородка, рук и ног. Рефлексы могут быть, как снижены, так и усилены.

Тяжелая асфиксия

Состояние новорожденного тяжелое, количество баллов по Апгар на первой минуте не превышает 1 – 3. Ребенок не совершает дыхательные движения или производит отдельные вдохи. Сердечные сокращения менее 100 в минуту, выраженная , сердечные тоны глухие и аритмичные. Крик у новорожденного отсутствует, мышечный тонус значительно снижен или наблюдается атония мышц. Кожные покров очень бледные, пуповина не пульсирует, рефлексы не определяются. Появляются глазные симптомы: нистагм и плавающие глазные яблоки, возможно развитие судорог и отека мозга, ДВС-синдрома (нарушение вязкости крови и повышения агрегации тромбоцитов). Геморрагический синдром (многочисленные кровоизлияния на коже) усиливается.

Клиническая смерть

Подобный диагноз выставляется при оценке всех показателей по Апгар в ноль баллов. Состояние крайне тяжелое и требует незамедлительных реанимационных мероприятий.

Диагностика

При вынесении диагноза: «Асфиксия новорожденного» учитывают данные акушерского анамнеза, как протекали роды, оценка ребенка по Апгар на первой и пятой минутах и клинико-лабораторные исследования.

Определение лабораторных показателей:

  • уровень рН, рО2, рСО2 (исследование крови, полученной из пупочной вены);
  • определение дефицита оснований;
  • уровень мочевины и креатинина, диурез в минуту и за сутки (работа мочевыделительной системы);
  • уровень электролитов, кислотно-основного состояния, глюкозы крови;
  • уровень АЛТ, АСТ, билирубина и факторы свертывания крови (работа печени).

Дополнительные методы:

  • оценка работы сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, контроль АД, пульс, рентген грудной клетки);
  • оценка неврологического статуса и головного мозга (нейросонография, энцефалография, КТ и ЯМР).

Лечение

Всем новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии, проводятся немедленные реанимационные мероприятия. Именно от своевременности и адекватности лечения асфиксии зависит дальнейший прогноз. Реанимация новорожденных осуществляется по системе АВС (разработана в Америке).

Первичная помощь новорожденному

Принцип А

  • обеспечить правильное положение ребенка (приспустить голову, подложив под плечевой пояс валик и слегка ее запрокинуть);
  • отсосать слизь и околоплодные воды изо рта и носа, иногда из трахеи (при аспирации амниотической жидкостью);
  • интубировать трахею и просанировать нижние дыхательные пути.

Принцип В

  • провести тактильную стимуляцию – шлепок по пяткам ребенка (если крик отсутствует на протяжении 10 – 15 секунд после появления на свет, новорожденный помещается на реанимационный стол);
  • подача кислорода струйно;
  • осуществление вспомогательной либо искусственной вентиляции легких (мешок Амбу, кислородная маска или эндотрахеальная трубка).

Принцип С

  • проведение непрямого массажа сердца;
  • введение лекарств.

Решение вопроса о прекращении реанимационных мероприятий проводится через 15 – 20 минут, если новорожденный не реагирует на реанимационные действия (отсутствует дыхание и сохраняется устойчивая брадикардия). Прекращение реанимации обусловлено высокой вероятностью поражений мозга.

Введение лекарств

В пупочную вену на фоне искусственной вентиляции легких (маска или эндотрахеальная трубка) вводится кокарбоксилаза, разведенная 10 мл 15%-глюкозой. Также внутривенно вводится 5%-гидрокарбонат натрия для коррекции метаболического ацидоза, 10%-глюконат кальция и гидрокортизон с целью восстановления тонуса сосудов. Если появилась брадикардия, в пупочную вену вводится 0,1% - сульфат атропина.

Если частота сердечных сокращений меньше 80 в минуту, осуществляется непрямой массаж сердца с обязательным продолжением искусственной вентиляции легких. Через эндотрахеальную трубку вводится 0,01%-адреналин (можно в пупочную вену). Как только ЧСС достигла 80 ударов, массаж сердца прекращается, ИВЛ продолжают до достижения ЧСС 100 ударов и появления самостоятельного дыхания.

Дальнейшее лечение и наблюдение

После оказания первичной реанимационной помощи и восстановления сердечной и дыхательной деятельности новорожденного переводят в палату интенсивной терапии (ПИТ). В ПИТе проводится дальнейшая терапия асфиксии острого периода:

Особый уход и кормление

Ребенка помещают в кувез, где осуществляется постоянный подогрев. Одновременно проводится краниоцеребральная гипотермия – головку новорожденного охлаждают, что предотвращает . Кормление детей с легкой и средней степенью асфиксии начинают не ранее, чем через 16 часов, а после тяжелой асфиксии кормление разрешается через сутки. Вскармливают малыша через зонд или бутылочку. Прикладывание к груди зависит от состояния ребенка.

Предупреждение отека мозга

Внутривенно, через пупочный катетер вводятся альбумин, плазма и криоплазма, маннитол. Также назначаются препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга (кавинтон, циннаризин, винпоцетин, сермион) и антигипоксанты (витамин Е, аскорбиновая кислота, цитохром С, аевит). Назначаются и гемостатические препараты (дицинон, рутин, викасол).

Проведение оксигенотерапии

Продолжается подача увлажненного и согретого кислорода.

Симптоматическое лечение

Проводится терапия, направленная на предупреждение судорог и гидроцефального синдрома. Назначаются противосудорожные препараты (ГОМК, фенобарбитал, реланиум).

Коррекция нарушений метаболизма

Продолжается внутривенное введение бикарбоната натрия. Проводится инфузионная терапия солевыми растворами (физ. раствор и 10%-глюкоза).

Мониторинг новорожденного

Дважды в сутки ребенка взвешивают, оценивают неврологический и соматический статус и наличие положительной динамики, контролируют поступившую и выделенную жидкость (диурез). На аппаратах регистрируются ЧСС, кровяное давление, частота дыхания, центральное венозное давление. Из лабораторных анализов ежедневно определяются общий анализ крови с и тромбоцитами, кислотно-основное состояние и электролиты, биохимию крови (глюкоза, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина и креатинин). Также оцениваются показатели свертываемости крови и бак. посевы из ротоглотки и прямой кишки. Показано проведение рентгенографии грудной клетки и живота, УЗИ головного мозга, УЗИ органов брюшной области.

Последствия

Асфиксия новорожденных редко проходит без последствий. В той или иной степени недостаток кислорода у ребенка во время и после родов сказывается на всех жизненно важных органах и системах. Особенно опасна тяжелая асфиксия, которая всегда протекает с полиорганной недостаточностью. Прогноз для жизни малыша зависит от степени оценки по Апгар. В случае увеличения оценки на пятой минуте жизни прогноз для ребенка благоприятный. Кроме того, тяжесть и частота развития последствий зависят от адекватности и своевременности оказания реанимационных мероприятий и дальнейшей терапии, а также от степени выраженности асфиксии.

Частота осложнений после перенесенной гипоксической :

  • при I степень энцефалопатии после гипоксии/асфиксии новорожденных – развитие ребенка не отличается от развития здорового новорожденного;
  • при II степени гипоксической энцефалопатии – 25 – 30% детей в дальнейшем имеют неврологические нарушения;
  • при III степени гипоксической энцефалопатии половина детей гибнет в течение первой недели жизни, а у остальных в 75 – 100% появляются тяжелые неврологические осложнения с судорогами и повышенным мышечным тонусом (позднее задержка умственного развития).

После перенесенной асфиксии при родах последствия могут быть ранними и поздними.

Ранние осложнения

О ранних осложнениях говорят, когда они появились на протяжении первых 24 часов жизни малыша и, по сути, являются проявлениями тяжелого течения родов:

  • кровоизлияния в мозг;
  • судороги;
  • и тремор рук (сначала мелкий, затем крупный);
  • приступы апноэ (остановки дыхания);
  • синдром аспирации мекония и вследствие этого формирование ателектазов;
  • транзиторная легочная гипертензия;
  • за счет развития гиповолемического шока и сгущения крови формирование полицитемического синдрома (большое количество эритроцитов);
  • тромбозы (нарушение свертываемости крови, сниженный тонус сосудов);
  • расстройства сердечного ритма, развитие постгипоксической кардиопатии;
  • расстройства мочевыделительной системы (олигурия, тромбоз почечных сосудов, отек интерстиция почек);
  • желудочно-кишечные расстройства ( и парез кишечника, дисфункция пищеварительного тракта).

Поздние осложнения

Поздние осложнения диагностируют после трех суток жизни ребенка и позднее. Поздние осложнения могут быть инфекционного и неврологического генеза. К неврологическим последствиям, которые появились вследствие перенесенной гипоксии головного мозга и постгипоксической энцефалопатии относятся:

  • Синдром гипервозбудимости

У ребенка имеются признаки повышенной возбудимости, ярковыраженные рефлексы (гиперрефлексия), зрачки расширенные, . Судороги отсутствуют.

  • Синдром сниженной возбудимости

Рефлексы плохо выражены, ребенок вялый и адинамичный, тонус мышц понижен, расширенные зрачки, склонность к летаргии, присутствует симптом «кукольных» глаз, периодически замедляется и останавливается дыхание (брадипноэ, чередующееся с апноэ), редкий пульс, слабый сосательный рефлекс.

  • Судорожный синдром

Характерны тонические (напряжение и ригидность мышц тела и конечностей) и клонические (ритмичные сокращения в виде подергиваний отдельных мышц рук и ног, лица и глаз) судороги. Также появляются оперкулярные пароксизмы в виде гримас, спазма взгляда, приступов немотивированного сосания, жевания и высовывания языка, плавающие глазные яблоки. Возможны приступы цианоза с апноэ, редкий пульс, усиленное слюнотечение и внезапная бледность.

  • Гипертензийно-гидроцефальный синдром

Ребенок запрокидывает голову, роднички выбухают, черепные швы расходятся, увеличивается окружность головы, постоянная судорожная готовность, выпадение функций черепных нервов (отмечается косоглазие и нистагм, сглаженность носогубных складок и прочее).

  • Синдром вегето-висцеральных нарушений

Характерна рвота и постоянные срыгивания, расстройства моторной функции кишечника (запоры и диареи), мраморность кожи (спазм кровеносных сосудов), брадикардия и редкое дыхание.

  • Синдром двигательных расстройств

Характерны остаточные неврологические нарушения (парезы и параличи, дистония мышц).

  • Субарахноидальное кровоизлияние
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния и кровоизлияния вокруг желудочков.

Возможные инфекционные осложнения (вследствие ослабленного иммунитета после перенесенной полиорганной недостаточности):

  • развитие ;
  • поражение твердой мозговой оболочки ();
  • развитие сепсиса;
  • инфекционное поражение кишечника (некротический колит).

Вопрос – ответ

Вопрос :
Нужен ли ребенку, который перенес асфиксию в родах, особый уход после выписки?

Ответ : Да, конечно. Такие дети нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе. Педиатры, как правило, назначают специальную гимнастику и массаж, которые нормализуют возбудимость, рефлексы у малыша и предупреждают развитие судорог. Ребенку необходимо обеспечить максимальный покой, предпочтение отдавать грудному вскармливанию.

Вопрос :
Когда выписывают из роддома после асфиксии новорожденного?

Ответ : О ранней выписке (на 2 – 3 день) стоит забыть. Ребенок будет находиться в родильном отделении как минимум неделю (необходим кувез). При необходимости малыша и маму переводят в детское отделение, где лечение может продолжаться до месяца.

Вопрос :
Подлежат ли новорожденные, перенесшие асфиксию, диспансерному наблюдению?

Ответ : Да, все дети, которые перенесли асфиксию в родах, в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет у педиатра (неонатолога) и невролога.

Вопрос :
Какие последствия асфиксии возможны у ребенка в старшем возрасте?

Ответ : Такие дети склонны к простудным заболеваниям из-за ослабленного иммунитета, у них снижена успеваемость в школе, реакции на некоторые ситуации непредсказуемы и зачастую неадекватны, возможна задержка психомоторного развития, отставание в речи. После тяжелой асфиксии часто развивается эпилепсия, судорожный синдром, не исключена олигофрения, и парезы и параличи.

Мама склонилась над детской кроваткой, смотрит на спящего кроху и не может насмотреться. Это ее ребеночек, ее крошечка, ее кровиночка. Мама рассматривает милые черты, целует крошечные пальчики, прислушивается к дыханию малыша...

Без дыхания нет жизни

Дыхание ─ важный физиологический процесс, посредством которого в организм поступает кислород и выходит углекислый газ. Дыхание дает человеку энергию для жизни. Без дыхания не может жить ни одно живое существо на нашей планете. Человек без воздуха живет максимум 5-9 минут. Установлены мировые рекорды нахождения в безвоздушном пространстве до 18 минут, и то после проведения специальной подготовки.

Процесс дыхания человека делится на две ступени. При вдохе по воздухопроводящим путям в легкие поступает воздух, разделяющийся в крови на кислород и углекислый газ. Вторая ступень включает насыщение организма кислородом. Кислород разносится артериальной кровью от легких ко всем органам. Венозной кровью в легкие собирается углекислый газ, который выбрасывается при выдохе.

Учеными-биологами и медиками доказана возможность излечения различных заболеваний при помощи специальных дыхательных гимнастик. В России и странах мира известны методики В. Ф. Фролова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, И. П. Неумывакина, В. Н. Хрусталёва, которые доказали, что правильное частое дыхание помогает преодолеть болезни, улучшить самочувствие и даже постройнеть. Научить детей правильному дыханию можно с двух лет.

Дыхательная система младенцев

В грудном возрасте эта система имеет особое значение. Не все органы еще развились и работают в полной мере, поэтому дыхание новорожденного становится жизнеобеспечивающим моментом в организме крохи.

Почти все системы младенца, и дыхательная система в том числе, отличаются от соответствующих систем взрослого человека, их работа имеет возрастные особенности, обеспечивающие нужный возрастной режим.

Верхние и нижние дыхательные пути грудного ребенка слишком малы для полноценного глубокого дыхания. Носик и носоглотка короткие и узкие, поэтому даже небольшая соринка вызывает чихание малыша, а легкий насморк становится опасным из-за гиперемии слизистого слоя и уменьшения просвета носовых ходов и гортани. Не только заболевания, но и пыль и мелкие соринки, попадая в крохотный носик, вызывают сопение, посвистывание, храп.

Вот почему необходимо вовремя чистить носик малыша и прикладывать все усилия, чтобы не допустить простудных и вирусных заболеваний. Опасны в этом возрасте риниты, бронхиты, ларингиты, фарингиты и любые другие воспаления. Лучшим упреждающим действием для защиты от болезней, а также для развития дыхательной мускулатуры и улучшения дыхания являются массаж и гимнастика.

Специфика дыхания грудничков

Все крошечные системы и органы новорожденного работают в усиленном режиме. При рождении организм не сформирован, органы дыхания анатомо-физиологически незрелы, а организм ребенка работает, растет, развивается. Даже частота пульса у грудничка составляет около 140 уд/мин, то есть почти вдвое больше, чем у взрослого человека.

Дыхательная система новорожденного еще не зрелая, работает в усиленном режиме. В норме пульс у грудных детей доходит до 140 уд/мин

Мускулатура при рождении слабенькая, воздушные пути с узким просветом, маленькие ребрышки не помогают дыханию, у малышей не получаются глубокие вдохи и выдохи. Поэтому младенцам приходится применять частое дыхание, чтобы обеспечить себя кислородом. Малыши плохо умеют дышать ровно, их частое дыхание поверхностно, неравномерно.

Недоразвитие строения органов делает дыхание крохи поверхностным, одышливым, неритмичным, отрывистым, напряженным, с возможной дыхательной недостаточностью. Но с каждым днем первых лет жизни происходит рост и совершенствование отдела, а примерно в 7 лет эти органы формируются полностью.

Темп

Чаще всего младенец делает два-три коротких вдоха, затем один глубокий. Это нормально для 1-6 месячного ребенка, но требуется увеличение частоты вдохов и выдохов до 40-60 раз в минуту для полного обеспечения ребенка кислородом. В 9-12 месяцев вдохи и выдохи малыша становятся равномерными, ритмичными, спокойными.

Если малыш дышит без напряжения, без шумов и стонов, не раздувает крылья носика, то это норма. В противном случае покажите кроху доктору.


Нормой является плавное дыхание ребенка, без шумов, сипов, напряжения. Носик не раздувается, он не должен быть заложен

Частота

Количество дыхательных движений за одну минуту подсчитывается по движению грудной клетки, когда малыш находится в покое. Полученная частота дыхания ребенка сверяется с таблицей, в которой прописаны нормы для деток до года.

  • от рождения до двух недель ─ 40-60 вдохов-выдохов в минуту;
  • от 2 недель до 3 месяцев - 40-45;
  • от 4 месяцев до полугода - 35-40;
  • от 7 месяцев до годика - 30-36.

Для сравнения: частота дыхания взрослого человека составляет 16-20 в минуту, в период сна ─ 12-14.

Подсчитав частоту дыхательных движений, или ЧДД, педиатр определяет тип, глубину, ритм дыхания, а также правильно ли работают грудная клетка, брюшная стенка, и сердечно-сосудистая система в целом. Родителям есть смысл просчитывать, соответствует ли частота медицинским показателям, так как сбой может указывать на начало заболевания.

Тип дыхания

Определяется как грудной, брюшной и смешанный:

  • грудной тип характеризуется движениями грудной клетки;
  • брюшной ─ движениями диафрагмы и брюшной стенки,
  • смешанный ─ работает грудная клетка и диафрагма.

В первом случает недостаточно вентилируется нижняя часть легких, во втором ─ верхушки, вследствие чего возможен синдром застойных явлений. Смешанный тип дыхательных движений за счет расширения грудной клетки и движений брюшной стенки вентилирует легкие во всех направлениях.

Нарушения

Нарушения ритма или частоты сигнализируют о патологиях, которые у грудничков бывают бессимптомными или являются признаками каких-либо расстройств.

Так, синдром дыхательных расстройств может возникнуть на 1-3 сутки жизни крохи еще в роддоме. Но здесь неонатологи, педиатры, акушеры бесспорно помогут новорожденному.

Иногда маму пугают звуки, которые малыш издает носом, горлом, носоглоткой, легкими.


Кроха хрипит, дышит с затруднением, его дыхание учащено, при этом он капризничает, у него нет аппетита - покажите ребенка врачу

Если малыш здоров, дышит без усилия, беззвучно, значит дыхательные пути функционируют нормально. Все посторонние звуки обсуждайте с лечащим педиатром во избежание больших проблем.

  • Малыш хрипит, свистит, стонет ─ значит, дыхательные трубки сужены, воздух проходит с затруднением. Кроме того, такие звуки появляются в результате воспалений, спазмов, инфекций, отеков, попадания инородного тела. Признаком серьезных проблем при затруднении дыхания служит посинение вокруг рта, сонливость, невозможность издавать звуки. Срочно вызывайте скорую помощь, не тяните.
  • Вместе с хрипами появились кашель и насморк ─ значит, малыш простудился. Учащенное дыхание, крохе тяжело вдыхать и выдыхать, он капризничает, не ест ─ вызовите участкового врача, возможно, это бронхиальное заболевание.
  • Синдром затруднения носового дыхания выливается в заложенность носика и может являться расстройством.
  • Иногда из дыхательных путей слышится бульканье. Это слюна, которую малыш не успевает проглотить, скапливается в горлышке и создает булькающие звуки при прохождении воздуха. Этот синдром вскоре проходит.
  • Довольно распространенное расстройство, когда ребенок храпит во сне, вдыхает ртом чаще, чем носом, ─ это еще одно из расстройств и тоже повод для визита к доктору, возможно, увеличены аденоиды.
  • Ребенок задыхается, если поперхнется, или очень часто дышит и замрет. Это нормально для малышей до 6 месяцев, но врачу об этом скажите обязательно.
  • Остановка дыхания на несколько секунд случается довольно часто у крохотных детишек. Это пугает мам, они не знают, что делать, но все обычно проходит само собой. Возьмите малыша вертикально, побрызгайте холодной водичкой в лицо, дайте свежий воздух, похлопывайте по спинке и попке.
  • Синдром апное ─ пугающая пауза в дыхании от 10 до 20 секунд, затем дыхание восстанавливается.


Короткие паузы во время сна случаются часто у грудничков, но предупредить доктора нужно обязательно.

Норма

  • Частое появление посторонних звуков при вдохе в то время, как малыш нормально развивается и прибавляет в весе, пусть не пугает вас, малыш перерастет это к 1,5 годам.
  • В радостном возбужденном состоянии, при сильной заинтересованности или во время физической активности малыш начинает часто дышать. Это естественное состояние.
  • Во сне новорожденный может хрипеть, булькать, мурлыкать, хрюкать, петь птичкой, и все эти нормальные звуки дыхания не вызывают расстройств, а обусловлены пока еще несовершенным строением носоглотки.

Мы знаем, что люди и животные на Земле дышат кислородом, а углекислый газ считаем ненужным, мы выдыхаем его. На самом деле углекислота не менее важна, чем кислород, потому что кислород дает нам энергию, сжигает органику, а углекислый газ участвует в регулировании обмена веществ. При дыхании, прежде чем выйти во вне на выдохе, углекислый газ участвует в жизнедеятельности организма. Он успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, обезболивает, синтезирует аминокислоты, способствует дыханию.

И еще. Оказывается, при сильном, громком крике у малыша страдают легкие - они буквально разрываются. Грудной ребенок может кричать, если голоден или ему холодно и нездоровится. Давайте позаботимся о крошках, чтобы им не приходилось рвать легкие.