История, традиции и символы нового года для детей. Что ребенок должен знать про Новый год: подборка интересных идей игр, творческих занятий и традиций Как рассказать детям про праздник новый год

Если в доме малыш, то меняется ритм жизни всех. И это касается не только будней, но и праздников. Теперь праздник будет немного другим.

И к этому стоит подготовится. Сегодня расскажем, как праздновать Новый год с малышами до 3 лет так, чтобы и родители, и ребенок были довольны:)

Подготовка к празднику

Для совсем маленьких детей смысл праздника еще не очень понятен, но всем деткам нравится яркие и необычные вещи: им будет приятно посмотреть на украшенную елочку и огоньки гирлянд, потрогать разноцветные игрушки, послушать новогодние песенки.

Если ребенку уже чуть больше года, то вы можете его подготовить к празднику: начните рассказывать о том, что такое Новый год заранее. Сходите на городскую площадь и посмотрите на большую елку и украшения. Покажите малышу Деда Мороза на картинках в книжке и объясните, что это за персонаж. Читайте книжки и стихи про Новый год.


Книжка-пазл «Что везет нам Дед Мороз» поможет рассказать малышу про Новый год.

Малыши чувствуют настроение родителей, поэтому если вам удастся самим создать себе приподнятое праздничное настроение, то оно передастся и малышу.

Для малышей очень важен режим, поэтому даже в канун Нового года не отступайте от распорядка: погуляйте с крохой и вовремя уложите спать. Это позволит вам встретить бой курантов.

Откажитесь от сложных блюд или приготовлений. Если вы весь день будете заняты посторонними делами, малыш будет нервничать и капризничать. А это вам совсем ни к чему.

Первый Новый год для малышей до 1,5 лет

Если у вас совсем маленький ребенок до 3 месяцев , возможно вам совсем не до праздника. Да, вам очень хочется, чтобы праздник прошел спокойно и без проблем, а малыш позволил вам спокойно посидеть за праздничным столом и загадать желание под бой курантов. Но не расстраивайтесь, если вдруг что-то идет не так: малыш проснулся в час Х или не уснул вовремя. Примите это как данность: подумайте о том, что это первый Новый год, когда рядом с вами ваш малыш.

С малышами до года лучше всего встречать Новый год дома, в окружении близких и родителей, ведь для них пока самое главное привычная обстановка и спокойный сон. Чтобы порадовать малыша: дайте ему потрогать мишуру, еловые веточки и небьющиеся безопасные елочные игрушки.

Если малышу чуть больше года , то ему уже интересно наблюдать за тем, как вы украшаете дом и самому участвовать в процессе. Вместе слушайте песенки и читайте стихи, покажите малышу, как вырезать снежинки и приклеить их на окна, как сделать бумажную гирлянду. Пригласите в гости семью с детьми одного возраста, послушайте новогодние песенки и потанцуйте.



Иллюстрация из игры «Обратный отсчет» .

Нужна ли елка?

Конечно, родителям очень хочется поставить елку. Если ребенок еще не ползает, то это можно сделать без проблем.

Если же кроха уже пополз или пошел, то елку лучше всего поставить в недоступное место (поставить повыше, либо огородить предметами) и время от времени подносить малыша, чтобы он потрогал зеленое чудо и удовлетворил интерес. Откажитесь от бьющихся игрушек и спрячьте все провода гирлянд.

Новый год для детей от 1,5 до 3 лет

Малыши этого возраста уже могут стать активными помощниками в подготовке к празднику. Праздник с ребенком 2-3 лет уже вполне осмысленный. Он понимает, кто такой Дед Мороз и ждет подарка.

1. Адвент-календарь. Детям, которым скоро исполнится три года можно также предложить адвент-календарь с подарками на каждый день.

2. Письмо Деду Морозу. В этом возрасте также можно вместе написать первое письмо Дедушке Морозу и отправить его в Великий Устюг. Объясните ребенку, что волшебный Дедушка живет далеко на севере, а на Новый год приезжает к ребятишкам, чтобы исполнить их заветные желания. Положите вместе письмо в морозилку или за оконную раму, а на следующий день продемонстрируйте, что оно исчезло.

3. Поделки и украшение елки. За несколько дней до нового года сделайте вместе с малышом несколько простых елочных игрушек и украшений: для этого подойдут бумага, нитки и фольга. Привлеките кроху к украшению елки вместе с мамой и папой. В дальнейшем это может стать вашей семейной традицией.

Идеи поделок вы найдете в книге «Занималки: зима» .

4. Печенье. Испеките вместе новогоднее печенье в форме елочек или пряничных человечков.



Из книги «Занималки: зима»

5. Праздничная атмосфера. В новогодней суете не забывайте читать новогодние книжки, вырезать снежинки, лепить снеговиков и елочки из пластилина.

6. Подарок . Малыш чуть старше двух лет обрадуется подарку от Деда Мороза, спрятанному под елкой. Детям в таком возрасте еще не нужны какие-то крупные ценные вещи, гораздо приятнее им будет получить несколько мелких игрушек, нежели одну крупную.

Первая елка и Дед Мороз

Малыши до 3 лет еще не могут оценить настоящего Деда Мороза в костюме, а вот испугаться человека с длинной бородой они вполне могут. Поэтому если вы решили сводить малыша на первую елку, то выбирайте кукольные представления, где Дед Мороз появляется лишь в виде куклы.



Иллюстрация из игры «Обратный отсчет» .

Перед походом на Елку расскажите крохе, что вы идете на праздник, где будет много детей и развлечений, а в конце он получит подарок.

Не надевайте на детей слишком громоздкие, теплые, неудобные костюмы. Лучший вариант - нарядная рубашка или платье. Ребенку должно быть в первую очередь удобно.

Неважно, сколько вашему малышу, несколько недель или лет, рядом с ним праздник становится еще прекраснее. Не забывайте об этом, даже если в новогоднюю ночь что-то пошло не по плану.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Празднование нового года является сказочным событием не только для детей, но и для взрослых. Поэтому, в нашей школе для детей с ОВЗ уделяется большое внимание развитию обучающихся в направлении социализации в обществе.

– это самый волшебный праздник для детей. Его ждут не только дети, но и взрослые. Говорят, что если загадаешь желание в новогоднюю ночь, то оно обязательно сбудется. В новогодние чудеса верят все люди на планете. Поэтому празднование Нового года является таинственным и незабываемым для каждого из нас. В нашей школе для детей с ОВЗ уделяется большое внимание развитию обучающихся в направлении социализации в обществе. Поэтому обогащение знаний детей о народных традициях празднования Нового года является очень актуальным в работе с детьми с ОВЗ. Привлекая родителей к совместной досуговой деятельности, мы тем самым реализуем главную задачу в воспитании – привитие духа семейных традиций. Семейные традиции в каждом доме и каждой семье разные: одни – лепят пельмени, другие – делают генеральную уборку в доме, третьи – украшают свой дом и т.д. Это все пришло к нам из древности и передавалось из поколения в поколение. Поэтому мы чтим и соблюдаем эти традиции. В нашем классе есть традиция празднования Нового года совместно с родителями. Предварительная работа заключается в выпуске новогодней газеты, разучивание стихов и песен, работы мастерской Деда Мороза, беседы и рассказы о новогоднем празднике, выставке детских работ, обмен подарками. Далее следует проведение самого новогоднего праздника, который заканчивается семейным чаепитием.

Цель: Привитие интереса и потребности к традициям подготовки и празднования Нового года.

Задачи:

  • Познакомить с народными традициями празднования Нового года.
  • Развивать связную речь, любознательность, наблюдательность.
  • Формировать у учащихся эмоционально- радостное ощущение от активного участия в совместном коллективном досуге;
  • Воспитывать эмоциональный отклик на происходящие новогодние события.

Участники: учащиеся 3 года обучения класса «Особый ребенок» в рамках коррекционного учреждения и их родители.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний о народных традициях празднования Нового года.
  • Обогащение тематического словарного запаса, активизация процессов любознательности и наблюдательности.
  • Привитие адекватного эмоционального отклика при активном участии в совместном коллективном досуге.

Сценарий новогоднего мероприятия

Роли:

  • Ведущая – учитель
  • Волшебник и Дед Мороз – родители

Дети в карнавальных костюмах входят в класс под веселую музыку, рассматривают, как украшен класс, на ёлке уже горят огоньки.

Учитель:

В классе мы видим все
Что ёлка стоит в новогодней красе:
Вся серебрится, пышна и стройна
Из лесу в гости пришла к нам она.
Ёлочка- красавица ребятишкам нравится?

Ученики: Да!

Учитель: Давайте повеселимся возле нашей ёлочки.

(Предлагает детям рассказать стихи про ёлочку.)

1 ученик:

Здравствуй, ёлочка лесная,
Серебристая, густая,
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла

2 ученик :

Ёлка, ёлка, ёлочка
Колкая иголочка,
У тебя на ветках снег,
Ты стройна и выше всех.

Хоровод: «Ёлочка»

(После песни учащиеся садятся на стулья.)

Учитель:

Наступает Новый год,
Он с собой гостей ведёт,
Мы тихонько посидим
И на гостя поглядим.

(Выходит Волшебник.)

Волшебник:

Здравствуйте, мои дорогие!
Маленькие и большие!
Я - волшебник, добрый маг,
Я пришёл не просто так.
Честно вам скажу, друзья,
Без чудес мне жить нельзя! (Чудо.)

Учитель:

Мы все очень рады, что ты пришёл к нам в класс.
Ведь сегодня самый лучший праздник у нас!

Волшебник: Интересно, как зовётся этот праздник?

Ученики: Новый год!

(Учитель предлагает детям спеть песенку.)

Песня: «Новый год».

Волшебник:

Новый год?
А откуда он приходит?
А куда потом идёт?
Очень мне узнать охота,
Что такое Новый год?

Учитель:

Что ж, сейчас ребята наши
Обо всём тебе расскажут.

1 ученик:

Что такое Новый год?
Это всё наоборот!

2 ученик :

Ёлки в комнате растут,
Белки шишки не грызут,
Зайцы рядом с волком
У колючей ёлки.

3 ученик :

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод!

Учитель: Ребята! Вы умеете в ладоши хлопать?

Ученики: Да!

Учитель: А ногами топать?

Ученики: Да!

Учитель: А ручками махать?

Ученики: Да!

Учитель: А ножками плясать?

Ученики: Да!

Учитель: Ну, тогда сейчас проверим.

(Учитель предлагает детям станцевать.)

Танец возле ёлки.

(После танца ученики садятся на стулья.)

Учитель:

Нам, волшебник, помоги,
Дед Мороза позови.

Волшебник:

С удовольствием, друзья!
Но его не знаю я.
Дед Мороза опишите
Про него мне расскажите.

Песня - игра: «Как у Дедушки Мороза».

Волшебник: Что ж, теперь, мои друзья, дедушку узнаю я!

(Достаёт колокольчик.)

Вот волшебный колокольчик,
Колокольчик, мой звени,
Дед Мороза позови!

(Звенит, никого нет.)

Волшебник:

Ну, теперь я знаю.
Очень жарко в нашем зале,
Боюсь, что Дед Мороз растает.

(Учитель предлагает девочкам станцевать, подуть ветерком.)

Танец снежинок.

Волшебник:

Колокольчик, мой звени,
Дед Мороза позови!

(Заходит Дед Мороз.)

Дед Мороз:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, милые!
Какие вы нарядные, какие вы красивые!
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!

Дед Мороз:

Ай-да, ёлочка-душа!
Как нарядна, хороша!
Дед Мороз вас всех зовёт
В Новогодний хоровод!

Хоровод: «Маленькой ёлочке»

1 ученик :

Ой, Мороз, мороз, мороз
Заморозил ты нам нос
Ушки, ушки, щёчки
Ручки, ручки, ножки.

Игра: «Заморожу»

(После игры дети садятся, Дед Мороз садится.)

Дед Мороз:

Я немного отдохну
Да под ёлкой посижу.
А вы, ребятишки, расскажите мне стишки.

Стихи читают ученики.

Дед Мороз:

Вот спасибо, вам, друзья!
Позабавили меня.
Но пора мне собираться,
В путь - дорогу отправляться.
С вами расставаться жалко…

Волшебник: Дед Мороз, а где подарки?

Дед Мороз:

Разве я их не дарил?
Как же я про них забыл?
Где же мой мешок?
Не видно…

Волшебник:

Что же делать?
Как обидно…
Без подарков нам нельзя,
Их пойдём искать, друзья!

Дед Мороз:

Где ж мешок мой?
Вот секрет!
Справа нет и слева нет.
А на ёлке, нет? - Нет!
А под ёлкой, нет? - Есть!

(Волшебник вытаскивает мешок.)

Дед Мороз:

Да, мешок и правда мой!
На нём узел непростой.
Ой, ой, ой! У-гу-гу!
Развязать я не могу!

Волшебник:

Ну-ка, дунем посильней! (дуют с детьми)
Узел, развяжись скорей! (развязывает)
Хорошо мы постарались
Все подарки нам достались!

(Показывают или раздают.)

Дед Мороз:

Вот и праздник Новогодний
Нам заканчивать пора,
Много радости и счастья
Вам желаю, детвора!

Волшебник:

К нам на праздник через год
Дед Мороз опять придёт!

Валентина Серегина
«История праздника Новый год» Как рассказать детям о празднике Новый год

Что же это за праздник Новый год ?

В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожидаемые подарки. Но если спросить у Деда Мороза, почему под Новый год он появляется в каждом доме и устраивает такой чудесный праздник всем нам и нашим деткам, то он расскажет вот такую историю :

Все страны на Земле один раз в году отмечают этот сказочный праздник , и все дети без исключения любят и очень ждут его. Оказывается, Новый год приходит в разные страны не в одно и то же время : где-то летом или осенью, а где-то зимой, как у нас в России.

Новогодний праздник – это праздник солнцестояния и берет свое начало из древнейших времен, когда считалось солнце главным божеством, дающим жизнь растениям, животным и человеку.

Когда наступали самые короткие дни в году, и солнце едва поднималось над горизонтом, люди боялись. Что солнышко уйдет и больше не вернется. Поэтому они стали зажигать огни, факелы, костры, крутить горящие смоляные бочки, подражая движению солнца по небу, считая, что придают солнцу новые силы , удваивают его энергию для возвращения к людям. Так появились различные обряды встречи Нового года, рожденные поверьями и легендами разных стран мира.

В России когда-то Новый год отмечали дважды – первого марта по церковному календарю и первого сентября по светскому. Но однажды царь Петр I издал указ от 15 декабря 1699 года, в котором всем было приказано считать праздник Нового года с первого января. С этого времени появился первый общий зимний праздник в России .

В новогоднюю ночь палили из пушек, катались на тройках, жгли на площадях смоленые факелы и бочки, а дома и ворота украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом » - приказал Петр I. Всем понравился этот красивый и веселый праздник .

Прошло много времени,и он украсился исконными славянскими образами : Деда Мороза и Снегурочки, потешными клоунами-скоморохами, а в каждом доме появилась елочка-красавица. Украшение Новогодней елки – это радостный и хлопотный для родителей и детей обряд.

Считается, что Дед Мороз живет в ледяной избушке и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонек, а к послушным деткам, он тихо приходит в дом, ночью. Как? Это секрет! Главное, он оставляет подарки под елкой, под подушкой, или прячет в туфельку. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка – милая, веселая девушка, которая помогает ему развлекать детей. В России верят, что как Новогоднюю ночь встретишь, так ее и проведешь. Поэтому в Новый год принято веселиться и дарить подарки. Пусть Новый год принесет мир и счастье всем.

Новый год — время, которого ждут все. Особенно дети. Нарядная елка, море подарков, искрящийся снег за окном и, конечно, новогодние традиции. Все это наполняет последний месяц зимы волшебством. Но Новый год — это не только любимый праздник, но и еще и отличный способ расширить кругозор и творческие способности ребенка. Можно рассказать детям о новогодних традициях в разных странах, научить их делать подарки и украшения своими руками, поведать им много интересного о зиме и снеге или просто порисовать и поиграть от души.

Вот несколько чудесных идей для предновогодних занятий с детьми.

Чудеса в кармашке

Чтобы ребенок поверил в приближение чуда, прочитайте вместе с ним эту книгу. Это волшебная история, которая начинается за месяц до дня Х. Главный герой — мальчик Валерка — получает письма от волшебного мальчика Вилли, который путешествует по миру на бумажном самолетике в поисках Деда Мороза. В книге малыша ждут идеи игр и мастер-классов новогодних поделок, рассказы о новогодних традициях в разных странах, рецепты праздничных блюд. goo.gl/VSFfbA

Идея из книги:

Рецепт волшебной пыли родом из Голландии

Вам понадобится:

  • 1 чайная ложка конфетти и блесток
  • 1 щепотка разноцветного бисера
  • неограниченное количество запаха шоколада, апельсина, корицы или свежеиспеченного пирога
  • небольшая баночка с пробкой/крышкой

Положите все ингредиенты в баночку, плотно закройте ее и как следует потрясите. Перед сном посыпьте волшебной пылью место около ботинка с морковкой. По старой примете, пыль будет блестеть в лунном свете, и Синтерклаас легко найдет дорогу в ваш дом. Утром морковка исчезнет, а на ее месте появится сладкий сюрприз.

Книга Нового года и рождества

В этой красивой книге со сказочными иллюстрациями собраны традиции Рождества и Нового года разных стран и народов. Всего 12 стран: для каждой — рассказ о традициях, национальное праздничное блюдо и народная новогодняя сказка. которую можно прочитать вместе с детьми, закутавшись поуютнее в плед. goo.gl/rbMNko

Традиции празднования нового года в Норвегии:

Большое количество декоративного освещения — ламп, светильников, гирлянд, подсветок. Магазины и кафе украшены вечнозелеными ветками, яркими луковичными цветами, пуансетией и работают до поздней ночи. Весь декабрь Норвегия выглядит как сказочная страна.

В Норвегии главная персона рождественских и новогодних праздников — Юлениссен, или Йольскийгном. С Х века, когда король Хокон Добрый повелел отмечать Рождество Христово вместо Йоля, Юлениссен постепенно подстраивался под новые порядки. С ХIХ века он исправно дарит подарки детям, раскладывая их в чулочки или в ботиночки, в помощниках у него ходит гном Фьюмпениссен Пюс, а также другие ниссены (карлики и гномы), звери, тролли и эльфы. Ниссены, считают в Норвегии, обитают в старых домах, в сараях и в перевернутых лодках. Им ставят угощение — обычно кашу или пудинг. И когда еда за ночь оказывается съеденной, это очень радует хозяев. В старину Юлениссен ездил на санях, запряженных лисами, а теперь все больше передвигается на оленях. И еще — Юлениссен женат. Его супругу зовут Ниссемурь. Домик Юлениссена находится в приморском городке Дробак, расположенном неподалеку от Осло.

Снег

Завораживающая книга, которая поможет вашим детям полюбить зиму и снег. В ней собраны фотографии снежинок, снятые под микроскопом и увеличенные в сотни раз. А также поэтичный и познавательный рассказ о снеге. Ваш ребенок узнает, какой формы бывают снежинки, как они образуются, бывают ли в мире две одинаковые снежинки. А еще научится ловить снежинки так, чтобы они не таяли. Книга, которая поможет понять: снег — это настоящее чудо природы. goo.gl/zafdJT

Отрывок из книги:

Каждая снежинка имеет шесть лучей или шесть граней. Всё из-за того, что при низкой температуре молекулы воды объединяются в группы по шесть, образуя правильные шестиугольники. Вот почему снежинки всегда имеют шестиугольную (плоскую) или шестигранную (объёмную) форму.

Когда снежинка становится больше и тяжелее, она начинает медленно падать. В это время снежинка продолжает расти и наконец приобретает свою окончательную форму. Иногда лучи с одной стороны снежинки растут быстрее, чем с другой: всё оттого, что на пути встречаются участки облака, которые имеют разную температуру и влажность.

Замечательное время: зима

Книга, которая сделает зиму волшебной. В ней куча идей для игр дома и на улице, мастер-классов новогодних подарков и украшений, советов для подготовки к Новому году, а также семейных традиций. Настоящая волшебная копилка, которая расскажет вашим детям все о зиме и Новом годе. goo.gl/jxXKAo

Самодельные гирлянды:

Развесьте в квартире самодельные украшения. Изготовление гирлянд не займет много времени. Вы можете пришить или приклеить к длинной нитке вырезанные из бумаги круги, геометрические фигуры, длинные полоски, новогодние силуэты: елочки, звездочки, домики, белочки, зайчики и прочее. Дети сами могут нанизывать на нитку разноцветные войлочные шарики или самодельные бусины из пластики для лепки. Интересную гирлянду можно собрать из природных материалов: шишек, веточек, ягод шиповника, сушеных ломтиков апельсина.

Бумажный Новый год

Вы даже представить себе не можете сколько новогодних чудес можно сотворить из обычного листа бумаги. Украшения для дома, новогодние игрушки, адвент-календарь, красивую елку, открытки, бумажных ангелов, волшебный калейдоскоп — все это и многое другое можно смастерить из бумаги. goo.gl/zyrsnW

Делаем рождественское сердечко:

Такое красивое бумажное сердечко очень понравится делать детям. Это просто и весело.

  1. Согни белый и голубой овалы по чёрным пунктирным линиям. Затем аккуратно разрежь детали сердца по красным пунктирным линиям. Получатся ладошки с пальчиками (как на рисунке).
  2. Возьми белый пальчик справа и аккуратно переплети его с голубыми пальчиками. Голубая полоска сначала должна быть над белой (смотри рисунок).
  3. Перейди к следующему белому пальчику. Но теперь он сначала должен быть сверху, а голубой — снизу.
  4. Если тебе сложно переплетать сердечко, попроси взрослых помочь.
  5. Теперь возьми оранжевую полоску, нанеси клей на заштрихованные части. Вклей её внутрь как петельку. Какое красивое получилось сердечко!

С Новым годом! Раскраска-плакат

Эта раскраска такая большая, что ее можно раскрашивать всей семьей, и такая яркая и красивая, что наполнит ваш дом ощущением чуда. Разложите ее на полу или повесьте на стену и раскрашивайте всей семьей. На картинке собрались любимые новогодние персонажи. Они радуются приближению Нового года и украшают пушистую елку. goo.gl/7zr01b

Покажите вашим детям, сколько чудес таит в себе Новый год, и они обязательно поверят в чудо.

О «технике безопасности» при проведении новогодних праздников рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

В этой статье опытный психолог даст советы, как успешно встретить Новый год с детьми. Мы расскажем, как выбрать Деда Мороза и подарки на Рождество.

Новый год с детьми: «техника безопасности»

Кто из нас, взрослых, не любит новогоднюю елочку и красивые, почти волшебные подарки под ней…

Новый год – самый таинственный и чудесный праздник, любимый для большинства выросших детей. Единственный волшебный праздник в советскую эпоху. А ведь в тридцатые годы, когда в домах запрещалось ставить елочку, многие папы и мамы тайком под пальто проносили несколько еловых веточек, и закрыв шторы, чтобы не увидели соседи, вешали на эти веточки чудом сохранившиеся игрушки.

Потом власть смягчилась и новогодние елки вернулись в дома, навсегда заняв место в сердцах малышей.

Новый год, Рождество, Старый Новый год – они расположены так близко, в стране новогодние каникулы, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными.

Только вот почему же к концу рождественских каникул так много бывает обращений к невропатологам, психологам, аллергологам? Ответ прост – ребенка «перекормили». И сладостями, и впечатлениями.

Хотелось бы поговорить о «технике безопасности» при проведении новогодних праздников.

Самые маленькие дети

Это детки от года до двух с половиной лет.

Эти малыши, как правило, еще плохо говорят, не помнят предыдущий Новый год – ведь они были еще совсем малы. Они если и слышали про Деда Мороза или видели его на картинке в книжках, то вживую с ним еще не встречались.

И часто родители ждут не дождутся, когда же ребенок встанет на ножки, чтобы познакомить его с Дедушкой Морозом. Но их двух или даже трехлетний малыш может не обрадоваться, а очень испугаться.

Для самых маленьких детей важно, чтобы во время самого Нового года и вообще рождественских праздников жизнь не теряла своей понятности, предсказуемости. Слишком сильные впечатления нередко выбивают ребенка из колеи и приводят к поведенческим сбоям.

Как сделать встречу с Дедом Морозом безопасной для ребенка

  • Время приглядеться:

Собираясь на детский праздник или приглашая Деда Мороза домой, вспомните золотое правило, относящееся к общению маленького ребенка с незнакомыми людьми.

Для того, чтобы ваш малыш не испугался незнакомца, а тем более такого яркого в красном халате, ему нужно время, чтобы приглядеться, привыкнуть к присутствию незнакомого человека в комнате и привыкнуть к его необычному внешнему виду.

  • Чем тише и камерней – тем лучше:

Родителям, особенно тем, которые любят красочные и массовые зрелища, не стоит забывать, что «каждому овощу – свое время». То есть то, что интересно и привлекательно для взрослого, может совсем не подходить. Например, взрослые нередко являются любителями острой и копченной, пряной кухни, которая однозначно не подходит маленькому ребенку.

Так вот, режим впечатлений в новогодние праздники для малыша тоже должен быть «диетическим», иначе возможны разного рода «аллергии». Например, маленькие детки могут так испугаться шумного, громогласного, огромного Деда Мороза, что потом долго еще любая фигура в красном кафтане будет вызывать у ребенка приступы паники.

Выбирая кандидата в Деды Морозы и планируя сценарий домашнего праздника, нужно, прежде всего, дать Деду Морозу четкую инструкцию.

Звать ли Дедушку домой?

  • «А глаза-то папины»:

Даже самые маленькие дети, даже в самом лучшем костюме и гриме легко узнают собственного папу, дедушку, крестного или просто хорошего друга семьи.

Раньше времени разрушать прекрасную легенду о Деде Морозе я бы не советовала. Тем более, что ребенок может после такой раскрывшейся неправды перестать верить родителям и в чем-то другом. А это само по себе неполезно для отношений.

  • Где же настоящий Дед Мороз?

Детки постарше уже хорошо понимают, что Дедов Морозов много, и все они разные и костюмы тоже разные. В саду на празднике – один дед Мороз, в детском клубе – другой, а театре – третий, и все они разные, да еще в каждом супермаркете по Деду Морозу.

Таким детям вполне можно объяснить, что настоящий Дед Мороз – один, он невидимый простому глазу и именно он кладет подарки под праздничную елочку, а эти все Деды Морозы – его помощники, потому что один он не может успеть везде, на праздник в каждый детский сад.

Вот и приходится посылать помощников – младших Дедов Морозов. Сознание ребенка вполне готово именно к такой версии событий — вспомните русскую сказку «Два Мороза».

  • Стоит ли приглашать Деда Мороза домой?

Если речь идет о ребенке возрастом от 3 до 6 лет, то ответ на этот вопрос скорее всего будет положительным.

В этом возрасте дети уже достаточно большие, чтобы не слишком Деда Мороза бояться, но еще достаточно маленькие и поэтому в то, что это действительно Дед Мороз, а не дядя переодетый, верят.

Для детей постарше, у которых уже начали меняться молочные зубы, а соответственно и магическое мышление начинает уступать место логическому, такой близкий, фактически индивидуальный контакт с Дедом Морозом может раньше времени заронить сомнение в душе ребенка.

Выбираем Деда Мороза

Идеальный Дед Мороз для маленького ребенка должен быть:

  • Трезвым. Вроде бы это условие для всех является очевидным, однако реальность такова, что далеко не у всех родителей, которые и сами в душе ждут Деда Мороза, хватит решимости не пустить на порог долгожданного гостя, учуяв запах спиртного.
    Тем не менее, адекватность и трезвость Деда Мороза — главное условие для вас и вашего ребенка.
  • У него должен быть не очень громкий голос и не слишком шумное поведение.
  • Ему не помешает способность учитывать возрастные особенности и менять сценарий визита в соответствии с реакциями ребенка.

Инструктируем Деда Мороза

Первое и главное условие для ребенка, которому нет еще четырех лет – не трогать его руками, особенно руками в «морозьих» рукавицах, пока он сам этого не захочет. Дети вообще чувствительны к тактильным контактам с незнакомыми людьми, а уж такая экзотическая фигура, как Дед Мороз может вызывать ужас, смешанный с восторгом.

Второе: не ждите от ребенка активности. Для маленьких детей совсем не обязательным является горячее желание рассказать Деду Морозу стишок, спеть песенку, или даже просто назвать свое имя.

Ребенок может не вымолвить ни единого слова, но при этом он будет в полном восторге.
Главное, не пытаться пробивать его молчание – это может обернуться слезами и полным отказом от контактов.

Если малыш вдруг готов говорить с Дедом Морозом, и сам этого хочет – очень хорошо, радуйтесь и снимайте на видеокамеру. Если же он молчит и только внимательно смотрит – скажите себе, что это первый, а не последний Новый Год в его жизни, и все еще будет.

От 5-6 летних детей Деды Морозы подчас просто не знают, как и отделаться, настолько сильное у этих подросших детей желание показать свои достижения – спеть песенку или рассказать стишок.

Настраивайте себя на то, что через год, ну максимум через два, вы сможете с гордостью зафиксировать на фото и видео радость вашего дорогого ребенка при виде Деда Мороза.

Постарайтесь вспомнить свои детские ощущения от праздника, впечатления от детсадовских утренников и массовых елок в Кремле или Лужниках. Вспомните, каким огромным казался тогда вам Дед Мороз и какими волнующими были ваши переживания и сомнения.

Детские воспоминания помогут вам гораздо лучше понять поведение вашего малыша, его робость или перевозбуждение.

Ожидание праздника

Очень значимым, и фактически утерянным в советские годы из-за постоянной спешки работающих мам, фактором в подготовке к Новому году и Рождеству является сам процесс подготовки праздника, «праздник ожидания праздника».

Что можно делать с ребенком вместе и для ребенка:

  • Прежде всего для малыша, которому уже исполнилось 3 года, я бы рекомендовала последние 10 дней — неделю вести «календарь ожидания» праздника. Нужно либо в определенное время суток, например, перед сном, отрывать вместе с ребенком листочек у отрывного календаря, обращая его внимание на то, как мало осталось листочков, а значит, и дней до конца старого года, а значит, и начала Нового.

Правда, тут есть одно затруднение: мышление маленького ребенка во многом является магическим. И ваш малыш вполне может подумать, что чем скорее он оторвет все листочки, тем быстрее наступит праздник.

Дети дошкольники не вполне осознают ход времени и его длительность. И ваш «календарь ожидания» сможет им в этом помочь.

Хороши также и самодельные календари, в которых можно по вечерам раскрашивать кружочки, или прорезать окошечки. В последние годы в Москве можно найти фабричные новогодние календари, в которых за каждым днем — окошком лежит маленькая шоколадка.

  • От детей, которым больше 4- 5 лет, можно ожидать многократно повторяющихся вопросов: «мама, ну когда же наступит праздник?»

Раздражаться на эти вопросы не следует, но нужно наполнить последние предновогодние дни спокойными предпраздничными приготовлениями. Например, можно вместе с малышом готовить подарки родственникам и друзьям и обязательно упаковывать вместе в нарядную бумагу.

Дети постарше могут с удовольствием надписывать подарки и делать новогодние и рождественские открытки.

  • Хорошее предпраздничное занятие – выпечка специального пряного печенья, которое на нарядных ленточках можно повесить на елочку. Запах корицы и имбиря при этом у ребенка напрямую станет ассоциироваться с чем-то волшебным. Маленькие дети ведь очень чувствительны к запахам.
  • Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки, которые будут готовить сознание вашего ребенка к предстоящим праздникам.
  • Можно также постепенно, в течение последних двух недель перед праздником, украшать дом самодельными и покупными игрушками, рождественскими огоньками и фонариками. Рисовать на окошке картинки витражными красками. И к Новому году дом должен постепенно преобразиться, желательно при непосредственном участии ребенка.
  • Еще одна хорошая затея – письма и открытки Деду Морозу, которые кладутся в морозильник, откуда дед их сам забирает. В это верят даже младшие школьники. А написание письма – хороший способ узнать самые заветные желания ребенка. Только не подавайте вида, что вы это письмо прочли.

Сценарий, дизайн, логистика праздников

  • Много «хорошо» уже нехорошо

Чем больше праздников, тем хуже воспринимается каждый из них, особенно если они однотипные, с похожим сценарием похищения каких-нибудь атрибутов новогоднего праздника, типа мешка с подарками или снегурочки.

Выбирайте мероприятия разноплановые. Общее правило такое: елок должно быть не больше, чем возраст ребенка минус один, включая домашние, детсадовские праздники.

  • А сколько «елок» нормально?

По-хорошему, настоящий новогодний праздник должен быть один. А вот если у ребенка каждый день елка, на которую приходит Дед Мороз, да еще и сценарии праздников во многом похожи – то ощущение волшебства может начать уступать место просто усталости.

  • Какие праздники выбирать?

Чем младше ребенок, тем камернее должны быть праздники. Маленькие дети не любят шум, обилие новых лиц, новых запахов, различных непредвиденных эффектов типа фейерверков и спецэффектов. Это их не радует, а скорее пугает.

Также не подходят им праздники, где не предполагается присутствие родителей. Дети до 6-7 лет вряд ли смогут получать удовольствие от праздника, если рядом нет мамы. И испугаться они могут не в первый момент, когда нужно маму отпустить, а в самый эмоционально насыщенный момент спектакля, и поднять крик, а мамы рядом уже не будет.

Ребенок-дошкольник довольно часто слишком серьезно воспринимает театрализованные представления и не ощущает разницы между сценой и зрительным залом.

А вот если ваш ребенок уже ходит в школу – то тут чем страшнее и неожиданней – тем интересней. То есть предпочтения прямо противоположные.

  • Могут ли родители встречать Новый год отдельно?

Это тот вопрос, который каждая семья решает индивидуально. Воспитание детей вообще — свободное творчество, и каждый делает то, что считает нужным.

Царство новогодних подарков

  • Сколько, когда и как дарить: на мой взгляд важно, чтобы к концу рождественских каникул ребенок не кривился при виде очередной упаковки с подарками, а мог бы проявлять радость и живой интерес.

Детки, которым еще не исполнилось трех лет, вообще не всегда понимают, что им что-то подарили, или бывают задарены настолько, что их реакция весьма смазана

  • Не ждите мгновенной радости благодарности: нередко хороший и действительно правильный подарок ребенок сможет оценить не сразу. Мгновенно оцениваются подарки яркие и броские, которые столь же быстро и забываются.

Тем более, что яркие события, шум, суета и обилие впечатлений новогоднего праздника таково, что ребенку трудно бывает сохранить живость реакции. Не судите об удачности и неудачности подарка по первой реакции.

  • Сладкие подарки: это проблема многих родителей, а особенно тех, у кого дети – аллергики. Традиция дарить сласти на Рождество древняя и идет со времен, когда сладкое являлось символом изобилия, сладкой жизни.

Но тем не менее каждый год огромное количество детей к концу новогодних каникул покрываются аллергической сыпью от сладкого и цитрусовых. Да и поведение ребенка, который съел слишком много шоколада, отличается повышенным уровнем возбуждения.
В нынешние времена лучше по возможности заменять сладости любыми другими приятными мелочами.

Например, маленькие дети ценят мелкие игрушечки, бусинки, полудрагоценные камушки. Школьники обожают миниатюрную канцелярию и детскую парфюмерию. А сладкие подарки с массовых елок можно собирать, чтобы потом передать, например, в какой-нибудь детский дом. Там и вправду таким подаркам будут очень рады, а ваш малыш приучится думать и о других детках.

  • Подарки для других: вообще же существовали до революции и возобновляются сейчас замечательные российские традиции помощи небогатым семьям и устройства елок для неимущих детей.

Если ваш ребенок уже школьник, то после чтения святочных историй, где сюжет чудесной помощи бедным присутствует непременно, очень было бы хорошо сделать что-то реальное, в чем мог бы принять участие и ребенок.

Тогда новогодние праздники из времени бесконечного потребления подарков и удовольствий превратятся во время, когда ваш ребенок сможет поучиться делать что-то и для других.
Но, естественно, подобные вещи зависят от мировоззрения семьи

  • кто же дарит подарки: не вредит ли ребенку миф о Деде Морозе? Ребенку, который еще не отметил свой седьмой день рождения, легко и естественно думать, что подарки под елочкой появляются по волшебству, при непосредственном участии Деда Мороза. Если сами взрослые не развенчивают этот миф, то он может сохраняться довольно долго, что ребенку совершенно не вредно.

Есть такой анекдот: мать и отец провожают сына в армию, поезд трогается, отец бежит по перрону и кричит: «Сынок, сынок, я давно хотел тебе сказать но не решался… — Что папа, что? — сынок, ты понимаешь, Деда Мороза не существует!»

Может быть, так долго ждать и не надо, но и торопиться не рекомендуется. Чем дольше ребенок верит в добрые чудеса, тем сохраннее его психика.


Как сделать так, чтобы рождественский праздник не был второстепенным

Ребенок воспринимает мир честно.

Если елку ставят на Новый год, и все подарки дарят на Новый год – значит, этот праздник и есть главный. Тут уж все зависит от приоритетов семьи. Ведь для нас, нынешних родителей, Новый год и был главным и единственным праздником. И часто мы просто не знакомы с замечательными российскими традициями празднования Рождества и проведения Святок – то есть двух недель, следующих за Рождеством.

И это очень обидно – в результате наши дети не получают лучшего, веками создаваемого народной традицией.

Если вам важно, чтобы ребенок воспринимал Рождество как праздник главный, или по крайней мере не уступающий по важности Новому году – нужно соответствующим образом составить расписание праздничных событий и мероприятий.

Так получилось, что после перехода на юлианский календарь, совершенного после революции, Новый год празднуется сначала, а Рождество – потом. По старому стилю все ровно наоборот – и это очень созвучно детскому восприятию. Дети главным считают тот праздник, который идет первым.

Поэтому, желая выделить значимость Рождества, нужно всячески «приглушать» новогоднее буйство.

Елку мы ставим на Новый год – это так привычно, что редкие семьи отваживаются что-то тут менять. Но ведь можно перед Рождеством помимо шариков украсить елку сластями, фруктами, печеньем, орешками в золотой и серебряной бумаге. Это будет так волшебно, что ребенок наверняка запомнит рождественское превращение елочки.

И главные подарки тоже можно дарить на Рождество.

В некоторых семьях детям говорят, что на Новый Год под елочку приносит подарки дед Мороз, а на Рождество – ангелы. Малыши верят всему, и кто же не обрадуется еще одному подарку.

Основные ошибки активных родителей

  • Желание успеть все. Помните, что даже для ребенка-школьника больше чем одно мероприятие в новогодние каникулы – это уже слишком.

Что касается дошкольников, то перегрузка впечатлениями в праздники для них может обернуться серьезными сбоями в поведении. Ведь если ты съел слишком много, то вместо приятной сытости ощущается тяжесть и раздражение.

Кроме того, большое количество мероприятий почти всегда связано со спешкой родителей. А значит и с неспокойным эмоциональным фоном.

  • Что такое «перестимуляция»: перестимуляция – это когда впечатлений и событий, пришедшихся на единицу времени слишком много. Как гипервитаминоз (избыток витаминов) опаснее авитаминоза (недостатка витаминов), также и перестимуляция гораздо хуже влияет не ребенка, чем недостаток впечатлений.

Первым неблагоприятным последствием может стать общий фон перевозбуждения у ребенка, склонность к слезам и капризам.

Второе негативное последствие – снижение впечатлительности. Если ребенок систематически подвергается перестимуляции, он, чтобы не слишком уставать, просто начинает хуже воспринимать стимулы, поступающие извне.

Это целиком защитное поведение, у ребенка, говоря бытовым языком, просто вырастают «бананы» в ушах. И до него становится трудно достучаться, даже когда это очень нужно. Дети, которые систематически перегружаются впечатлениями менее восприимчивы.

  • Невнимание к признакам переутомления у ребенка . Если вы хотите избежать скандала, а тем более нежелательного выброса эмоций в людном месте, будьте предельно внимательны к тем поведенческим проявлениям, которые предваряют крик и плач вашего ребенка. Когда дети сильно устают или перевозбуждаются – поведение их меняется.
  • Выбор мероприятия не по возрасту ребенка. Общее правило – чем меньше возраст ребенка, тем меньше масштаб мероприятия. Особенное внимание должны вызывать дети, у которых есть заикание или запинки в речи, или же другая неврологическая симптоматика. Также нужно поберечь детей, которые недавно пережили сильный стресс, или же просто от природы впечатлительны, или имеют большое количество страхов.

Вспоминаем праздники

Новогоднее время такое насыщенное и так быстро пролетает. Остаются фотографии, видеосъемки, и их обязательно нужно смотреть в течение года.

Я бы рекомендовала сделать специальный новогодний альбомчик для малыша — в него можно вложить не только фотографии с праздников, но и его рисунки, а также рассказы о праздниках, написанные мамой со слов ребенка. Тогда может получиться настоящая летопись. И ваш ребенок научится «художественно» относиться к событиям своей жизни и воспоминаниям.

По прошествии праздников многие дети любят наряжаться в маскарадные костюмы и рассматривать елочные игрушки, убранные в коробки. На всех этих вещах лежит отсвет самого волшебного праздника детства.

Можно также написать благодарственную открытку Деду Морозу.

Но помните, что ребенку, который получил слишком много ярких впечатлений может быть непросто встроиться в будничную жизнь. И времени на это уйдет не менее двух недель – «послепраздничный» хвост часто длится не меньше, чем сами праздники.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!