Интересная география для детей. Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Из этой статьи вы узнаете

Предмет изучения

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы. Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т. д.

Особенности детской географии

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией. В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Знакомство с географией для малышей можно начинать с раннего детства, когда ребенок визуально запоминает географическую карту, неосмысленно запоминает названия городов, столиц, стран, континентов, океанов, морей и т.д.

География – наука многосторонняя. Поэтому изучая ее, ребенок знакомится не только с географическим расположением стран, материков, океанов, морей, но также и с окружающим миром, животным миром, традициями, особенностями других народов и многим другим. Все это вызывает неподдельный интерес у маленького почемучки.

Фактор осознанности в географии для малышей

В изучении географии для малышей также очень важен и другой момент – осознанность. Ребенку надо помочь не только запомнить названия, но и разобраться в понятиях пространства и времени, расстояния (близко — далеко), справа – слева, север – юг, запад – восток.

Подготовка к изучению географии с малышами

Пространственное воображение и навыки можно начать развивать с составления собственных карт – планов. Конечно же, прежде чем приступать к составлению карты-плана чего-либо, необходимо разобрать такие понятия, как «вид сверху», «размер предметов и объектов на карте» — на карте они намного меньше, чем есть на самом деле.

Начать лучше всего с самого простого и доступного для понимания ребенка, например, построить вместе с малышом что-нибудь из игрушек (гараж с машинами, зоопарк, комнату для любимой куклы и т.д.). Когда строительство будет завершено, предложите ребенку нарисовать план того, что вы вместе построили. И также вместе приступайте к делу.

Сначала ребенок может только наблюдать за тем, как вы рисуете план, что-то вам подсказывать. Здесь самое время обратить внимание малыша на такие понятия, как «вид сверху» и «размер предметов». Ребенок сам, подойдя к постройке, с высоты собственного роста (или со стула) может посмотреть, что такое «вид сверху», и как он изображается на бумаге.

Аналогично и с «размером предметов»: ребенок может сам попробовать разместить всю постройку или какую-то ее часть на листе бумаги в полную величину — навряд ли это у него получится. Тогда вы ему объясните и покажете, как правильно нарисовать это на бумаге.

В следующий раз можно составить:

  • план детской комнаты,
  • план квартиры,
  • план детской площадки во дворе,
  • составить карту маршрута до детского сада, до дома бабушки, до парка и т.д.

С помощью карты-плана можно поиграть в интересные игры, например:

  1. «Кладоискатели» — вместе с ребенком составляете карту квартиры, двора и т.п. Вы прячете где-нибудь клад и отмечаете это место на карте. А затем вместе с ребенком отправляетесь на поиски клада.
  2. Или же можно на прогулке в парке или сквере сделать и закопать свой клад, а на обратном пути составить карту своего маршрута домой и на ней отметить, где спрятан клад. А в следующий раз, когда пойдете на прогулку, по карте найти свой клад.

Когда ребенок поймет и научиться создавать план и по нему ориентироваться, можно уже переходить к изучению физической карты мира.

С чего начать? — изучение географии с малышами

Можно начать изучение географии для малышей с более мелких объектов к более крупным, например: начиная с собственной улицы, своего района, своего города, региона, страны и заканчивая материками и океанами. Или же наоборот, определяем, что такое суша, что такое вода. Отделяем, их друг от друга и делим сушу на более мелкие части: материки, страны, регионы, области, города и т.д.

Оба варианта интересны и увлекательны. Какой из них выбрать – это решать маме, она лучше знает своего ребенка и его предпочтения.

Путешествовать по миру можно и с любимыми героями сказок, рассказов, мультфильмов:

  • «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
  • «Синдбад-мореход»,
  • «Айболит»,
  • «Снежная королева»,
  • «Мадагаскар»,
  • «Большое путешествие»,
  • «Тачки» и другие.

Например, с помощью этого видео вы можете отправиться в Африку:

Предложите ребенку после просмотра мультфильма или прочтения книги найти на карте те города и страны, в которых побывали герои и по карте проделать такой же путь. Посмотреть, какое расстояние пришлось преодолеть героям, мимо каких городов и стран проходил их путь, по каким морям и океанам они проплывали.

Можно придумать путешествие самостоятельно. Найти свой город на карте и отправиться в путешествие в какую-нибудь страну. Познакомиться с жителями той страны, узнать на каком языке они разговаривают, какой там климат, какие животные обитают и т.д.

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Но лучше всего изучать географию в реальных путешествиях, даже если это будет путешествие до деревни бабушки или на дачу.

Что пригодится, при изучении географии с малышами:

1. Самым лучшим наглядным примером для изучения Земли, является, конечно же, глобус . Сейчас очень большое разнообразие глобусов и выбор остается за вами:

  • есть глобусы с подсветкой (при отключенной подсветке глобус показывает физическую карту: горы, пустыни, леса, равнины, границы государств, при включенной подсветке физическая карта превращается в политическую);
  • есть глобусы с рельефной поверхностью, где выделены горы и возвышенности;
  • есть и интерактивные глобусы.

Мы используем интерактивный глобус VTECH, который позволяет ребенку не только получить представление о взаимном расположении континентов и других географических объектов, но и послушать мелодии народов мира, познакомиться с самыми известными достопримечательностями и услышать речь на разных иностранных языках.

Обучение происходит в игровой форме: ребенок управляет игрушечным самолетиком с помощью джойстика (заодно развиваем зрительно-моторную координацию), есть 5 режимов игры, в том числе вопросы, которые позволяют закрепить полученные знания. Игрушка рассчитана на возраст 3-6 лет, однако уже сейчас (в 2 года 3 месяца) сын с удовольствием играет с глобусом, а особенно ему нравится танцевать под мелодии и ритмы разных народов.

2. Хорошими помощниками будут:

  • детские атласы «Мир и человек», «В мире животных», «Атлас для малышей» и другие атласы с понятными и доступными для ребенка картами,
  • детские энциклопедии,
  • сказки и рассказы о путешествиях,
  • обучающие мультфильмы,
  • карточки и плакаты.

Я уже показывала наш плакат «Живая география », который позволяет дать малышу первые географические представления через знакомство с местами обитания животных. Как и другие электронные плакаты компании «Знаток» , он имеет качественные красочные иллюстрации и несколько режимов-вариантов занятий. Сын очень забавно копирует интонации «диктора» и спрашивает: «Мама, где попугай?» или «Найди-ка, где растет самое высокое дерево».

Очень здорово, что не только сыну интересно играть с этим дидактическим пособием, но и маме, так как авторы подобрали действительно интересные факты о растениях, животных и географических объектах.

3. Также нужными и полезными будут компас и бинокль , которые являются неотъемлемыми атрибутами любого путешествия.

Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.


Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!

Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.

Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.


Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.

В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»

Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))

В этом году мы с Софьюшкой организуем еще один грандиозный проект из серии «Занимательная география для детей » . Это будет « Весёлое кругосветное путешествие » .

Я сделала список из 196 стран мира, разбив его по частям света, добавила некоторые не всеми признанные страны, такие как Северный Кипр, и спорные территории, а также территории с особым статусом, такие как Гибралтар, Гонконг и другие.

Вначале мы с Софьей просто рассматривали карты для детей, чтобы познакомиться с различными частями света и их обитателями 🙂



Страны Африки
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки
Страны Австралии и Океании

Путешествовать по странам мы начали с , удивительной страны с богатым культурным наследием. Веселое и интересное путешествие, на подготовку к которому маме понадобилось два дня, нам обеим очень понравилось. И тогда мы решили побывать в Индии. Индия - насколько это невероятная страна! Столько памятников, столько необычного, о чем я и не знала, о чем мне бы хотелось поведать Софье!


И вот я с энтузиазмом начала поиски и... завязла в подготовке материалов к занятию... Оказалось, что в интернете очень мало подобной информации, подобранной для детей, все нужно собирать по кусочкам. Затрачивается неимоверное количество времени на обработку, на собирание качественного материла, продумывания занятий. Не хочется делать быстро, поверхностно, хочется, чтобы большинство тем было охвачено, разработано.

И я подумала, а почему бы нам, любящим мамам любознательных малышей не объединиться и не собрать совместными усилиями большую бесплатную педагогическую копилку «Занимательная география для детей – кругосветное путешествие » ?

Так родилась идея проекта, для которого нам понадобятся, по крайней мере, двести участников-энтузиастов 🙂 Что нужно делать?

1) Выберите страну, в которой Вы побывали, или, возможно, живете, которую Вы любите, куда хотели бы отправиться, о которой Вам хотелось бы в первую очередь поведать своему ребенку, материалы по которой Вам будет интресно подбирать и изучать.

Мне, например, особенно близка такая страна, как . Мы провели в Йемене с родителями целый год, когда мне было десять лет. И это был один из самых счастливых периодов в моей жизни.

2) Чтобы поиски велись более равномерно, заранее пришлите мне название страны или стран, которую/которые Вы выбрали, чтобы я могла разместить информацию о выбранных странах на блоге. Тем не менее, не страшно, если какие-то страны с особенно богатым культурным и историческим наследием, привлекут интерес нескольких мам. Ведь « одна голова - хорошо, а две - лучше » 🙂 Возможно, что какие-то на какие-то страны «заявок» не будет. Не страшно!

3) П олучайте удовольствие от поисков, играйте с ребенком, а затем делитесь Вашими находками, фотографиями занятий и идеями с другими мамами. Для этого присылайте материалы для публикации на блоге на [email protected] либо в виде ссылок на Ваш блог либо в формате ворд , а также добавляйте ссылки на интересные находки в комментариях 🙂

Несколько идей.

Можно использовать элементы следующей схемы для подготовки материалов:

  • Флаг, символы, географическое положение, страны-соседи
  • Города, архитектурные памятники, реки, горы, фотографии пейзажей
  • Животный и растительный мир
  • Люди: изобретатели, исторические персонажи, великие личности
  • Костюмы разных регионов
  • Песни, музыка, театральное искусство
  • Изобразительное искусство
  • Герои мультфильмов, сказок, кино
  • Обычаи, кухня
  • Необычные факты

Не ограничивайте Вашу фантазию! Можно создать всемозможные презентации, например, картин под музыку великих композиторов, подобрать музыкальные отрывки, под которые так приятно заниматься творческими заданиями, подготовить раскраски флагов и символов, ...



География для малышей

УРОК ПЕРВЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Как башни поссорились"

Жили-были три башни. Да-да, не удивляйтесь, именно башни! Жили они дружно, часто весело болтали о том, о сем. Одну звали Останкинская башня, вторую – Берлинская, а третью – Эйфелева. Но вот однажды...

– Я – самая красивая башня! – сказала Эйфелева. – Меня рисуют художники, меня снимают для журналов, обо мне пишут в школьных учебниках. И нет ни одного человека в мире, кто бы обо мне не слышал! И вообще, я символ Парижа! А Париж – это столица Франции!

– Фи, задавака! – ответила ей Берлинская. – Я вот тоже в каждой книге о Берлине, а Берлин, между прочим, тоже столица, только Германии! Вот!

– Нашли чем хвастаться, – сказала Останкинская башня. – И я из столицы. Да-да, из столицы России – Москвы!

Но француженка не успокаивалась.

– Зато я – настоящее чудо: я сделана из 18 тысяч деталей, а гаек на мне – два с половиной миллиона!

– Ну и что?! Во мне вот 45 этажей! – ответила ей Останкинская.

– А у меня есть ресторан, и он вращается! – вмешалась Берлинская башня.

– И у меня есть! – закричала Эйфелева.

– И у меня, и у меня! – подхватила Останкинская.

– А я самая высокая, – не унималась парижанка, – я 317 метров высотой!

– Ха-ха, – засмеялась Берлинская, – а я – 360! Это не ты, а я самая высокая!

– Куда уж вам, – заявила Останкинская. – Самая высокая – я, у меня рост – 540 метров!

И так башни рассорились. Стоят и молчат, будто друг друга не видят...

Первые дни они еще сильно друг на друга обижались и поэтому было легко молчать. Но потом стало скучно и грустно. Башни стояли унылые. А тут еще осень пришла с частыми дождями. От этого еще тоскливей становилось. Башни начали от одиночества ржаветь. Тут и до простуды недалеко.

– Пщи! – чихнула Эйфелева башня.

– Будь здорова! – тут же откликнулась Берлинская.

– Ты бы горячего чаю попила! – посоветовала Останкинская.

– Спасибо, – ответила растроганная вниманием француженка и улыбнулась двум башням. И башни, конечно же, улыбнулись ей в ответ. И они помирились. И больше никогда не ссорились, ведь какая разница, кто выше, а кто изящнее, главное, что есть те, с кем всегда можно поговорить и посмеяться и кто предложит тебе в непогоду горячего чая!

ГЕОЗАДАНИЯ


1. В сказке башни расхвастались: и высокие-то они, и красивые, да еще живут в столицах. А что такое столица ?

2. Выучи стишок.
Столица
Есть в каждой стране город главный,
Большой он, важный и славный.
Зовется город столицей.
Не знать ее не годится!

3. Написали мы три страны и их столицы друг против друга. Да вот беда! Осенний ветер подул, и слова перепутались! Помоги разобраться, где же чья столица?

Россия – Париж
Франция – Берлин
Германия – Москва

УРОК ТРЕТИЙ

ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"

часть вторая

Пока друзья летели домой, Афоня рассказал ветру о белой войлочной юрте, на что ветер ответил:

– Фи! Удивил! Из ткани! Я знаю места, где люди строят дома из оленьих шкур и даже из коры деревьев!

– Из коры деревьев? – удивился домовенок. – Но ведь такой дом будет очень хрупким!

– Совсем нет! Давай полетим, увидишь!

Так Афоня оказался на Севере России, где очень-очень холодно и почти всегда лежит снег. Он подошел к домику, похожему на большой колокольчик или на пирамидку.

– Вот это домик! Действительно из кожи! – воскликнул Афоня.

– Это чум ! – раздался голос, и рядом появился темно-оранжевый домовенок, одетый в меховую шубку.

У этого домовенка было красивое чукотское имя – Энлё. Они познакомились, и Афоня узнал о том, как строят чум. Сначала люди ставят по кругу жерди и скрепляют их сверху вместе. Потом готовую основу застилают шкурами и корой деревьев, потому что такое покрытие не даст холодному северному ветру проникнуть вовнутрь. В чуме, как и в юрте, есть дверь - отверстие, завешенное шкурами – и отверстие в потолке, куда выходит дым от костра. На костре готовят еду, а еще костер согревает помещение.

– И чум тоже можно переносить с места на место? - спросил Афоня.

– Конечно, ведь люди разводят оленей. И когда стадо оленей должно уйти далеко-далеко, то люди разбирают чум, все грузят на низкие сани, запряженные собаками, переезжают, а там снова ставят чум. А твой чум разве стоит на месте?

Афоня рассказал об избе и о киргизской юрте.

– Да… – задумался северный домовенок. –- Никогда не слышал ни про деревянный, ни про войлочный чум. Зато белый медведь как-то рассказывал, что слышал от птиц о далекой стране, где есть дома из веток. Чудеса!

Конечно же, после этих слов и Афоня, и ветер захотели своими глазами увидеть домик из веток. Они немного погостили у Энлё и стали собираться в путь. На прощание Афоня подарил северному домовенку варежки и пригласил к себе. А Энлё подарил Афоне обувь из шкур – ичиги.

Попрощались. И полетели Афоня с ветром в далекую страну Америку. Страшно было лететь через огромный океан, но все-таки они достигли индейских лесов и нашли среди деревьев низкие домики.

Теперь Афоня уже знал, что это самый настоящий домик, хотя он был без углов, без окон и без крыльца и скорее походил на половину большого зеленого помидора, покрытого листьями. Афоня познакомился с красным домовым Чароки и узнал от него много нового и интересного. Оказалось, что такой домик называется вигвам , и местные жители, индейцы, строят его из гибких тонких стволов, а сверху покрывают ветками, корой деревьев и циновками. Вигвам, как юрту или чум, можно переносить с места на место

– Как интересно! – воскликнул Афоня. – Такие далекие друг от друга и такие похожие между собой домики. И в то же время они так не похожи на мою родную избушку!

– Какие еще домики? Что такое избушка? – заинтересовался Чароки.

И Афоня стал рассказывать о домах из дерева, из войлока, из шкур.

Чароки слушал как завороженный, а потом сказал:

– Знаешь, когда-то мне мой дед рассказывал легенду, что на самом северном краю домики строят изо льда! Но это, конечно легенды...

Попрощавшись с Чароки, Афоня и ветер полетели искать ледяной дом.

А пока Афоня и ветер летят на север, помоги разгадать ребус и загадку, в которых “спрятаны” два слова из сказки!

ГЕОЗАДАНИЯ

1. Загадка.

Индеец из прутьев и листьев сам

Построил жилище - легкий...

2. Разгадай ребус.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"

часть третья

Долго летели ветер с Афоней на север, становилось все холоднее и холоднее. Вскоре они оказались на самом дальнем Севере, где всегда зима и где не видно было ничего кроме снега. Стали они искать что-нибудь похожее на домик, но ничего не нашли. Совсем расстроились. Темнело быстро, и когда ветер и домовенок совсем отчаялись и уже хотели лететь домой, они увидели среди снегов огонек. Полетели туда. То, что они нашли, выглядело как большая половинка снежка, но сделанная из ледяных кирпичей.

Может, там живет медведь? - спросил ветер.

Разве медведи умеют зажигать огонь? - возразил Афоня. И они приблизились. Вход находился не над землей, а под и к нему вело углубление, достаточно большое для людей, а уж для домовых-то и подавно. Афоню встретил белый домовой, Блэк. Ветер тоже зашел, потому что даже для него снаружи было холодно. Они сели у огня в центре. Домовенок сразу посмотрел вверх, ожидая увидеть в белом потолке отверстие, как в юрте, или поменьше, как в чуме, а увидел маленькую дырочку.

От большого отверстия мы тут замерзнем! - засмеялся Блэк, он догадался, о чем подумал гость.

Это - иглу! - рассказывал Блэк. - Строят иглу изо льда. Сначала находят ровное место, очерчивают на снегу круг и складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые тоже вырезают из ледяных глыб. Когда стены готовы, прокапывают вход и выбрасывают снег наружу. Все, иглу готово.

А почему здесь нет двери, но тепло? - спросил Афоня.

А потому, - стал объяснять Блэк, - что здесь воздух нагрет от огня и он занимает все место под домиком-куполом и не дает холодному воздуху снаружи проникнуть вовнутрь!

А почему же иглу не тает от огня? - спросил Афоня.

Этого огня совсем недостаточно, чтобы растопить все эти ледяные кирпичи, - ответил Блэк, показывая рукой на стены. - Наоборот, чуть-чуть подтаяв, ледяные кирпичи смерзаются еще крепче! А вы откуда?

И гости начали рассказывать об избушке и о том, где они были, какие дома видели. Блэк, услышав так много интересного, засобирался в путешествие, чтобы увидеть, правда ли есть дома из ткани и страны, где не бывает снега.

А домовенок чем больше рассказывал об избе, тем сильнее скучал по дому. У избушки есть высокое крыльцо, крыша, украшенная деревянной резьбой. А внутри дома есть лавка, на которой так здорово сидеть с бабушкой и дедушкой и слушать их сказки. И, главное, там есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья, а на печке так хорошо спится, пока за окнами ходит мороз и раскрашивает узорами окна! Засобирался Афоня домой, а на прощание подарил Блэку теплую шапку и пригласил к себе в гости.

Снова летели ветер с Афоней через океан, но теперь дорога казалась короче, ведь это была дорога домой. Вот и родная избушка!

В гостях хорошо, а дома лучше.

ГЕОЗАДАНИЯ


Разгадай ребусы.

УРОК ПЯТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Площадь Регистан"

Это случилось давным-давно, еще в 15-17 веках. В Самарканд, город Узбекистана, съехались самые лучшие строители и архитекторы со всей Средней Азии. Собрались они, чтобы построить самые лучшие медресе - здания высших школ, в которых бы потом учились юноши и становились философами, математиками, юристами, преподавателями арабских языков и других наук.

Долго трудились строители и архитекторы. И вот, наконец, построили. И так это было красиво, что весть об этих медресе разнеслась по всей Азии, и даже достигла волшебного сада, где жили прекрасные пери (феи). Услышали они, что люди создали что-то очень красивое, и решили на это посмотреть. И вот ночью, чтобы их никто из людей не увидел, прилетели они к площади Регистан, на которой стояли эти медресе, и, увидев, согласились с людьми - это и правда было великолепно. В центре возвышалось медресе Тилля-Карри. Это двухэтажное здание было выстроено квадратом, внутри разбит цветник - дивный аромат роз витал в ночном воздухе.

Слева стояло медресе Улугбека, а справа - медресе Шер-Дор. Они находились напротив друг друга и были похожи как братья: и у одного, и у другого были две высокие башенки, удлиненные окна, двери из дерева, украшенные искусной резьбой.

И так понравилось все это пери, что они от радости засмеялись и затанцевали. И решили сделать людям, создавшим все это, подарок: они сняли свои бусы, прошептали заклинанья и бросили их в сторону медресе. Бусы поплыли по воздуху, превратились в цветные облака и окутали ими здания.

А утром, когда жители Самарканда пришли на площадь Регистан, они увидели чудо: здания были сплошь покрыты тончайшим узором. В нем были и геометрические фигуры, и цветы, и птицы, и строки из священной книги - Корана.


На рисунке: Самарканд, площадь Регистан.
Слева направо - медресе Улугбека (1420), Тилля-Карри (1660), Шер-Дор (1636).

Люди догадались: это пери так показали, что им понравились медресе. И самаркандцы устроили большой праздник.

А площадь Регистана и сегодня восхищает всех, кто ее видит.

ГЕОЗАДАНИЕ


В Узбекистане 13 административных областей. Если ты правильно расставишь названия шести областных центров (Бухара, Карш, Фергана, Навои, Нукус, Турмез), то по вертикали в выделенных клетках сможешь прочитать название столицы Узбекистана. Для подсказки некоторые буквы уже поставлены.

УРОК ШЕСТОЙ

ГЕОСКАЗКА
"Царь и кактус"

Жили-были кактусы. Это были не обычные кактусы, а кактусы-иностранцы. Повелел как–то русский царь Петр Первый основать в Санкт-Петербурге Аптечный огород, где должны были "произрастать чужестранные деревья, травы и семена".
И с 1714 года стали приезжать в Россию заморские гости, в том числе и мексиканские кактусы. Дружно росли кактусы, рядышком. Был среди них один самый большой кактус по имени Марктус. Однажды кто-то ради шутки надел на него картуз, а Марктус решил, что это потому как он самый красивый и самый умный. Зазнался.

Царь повелевал больше школ строить, и для иностранных кактусов тоже школу открыли. Все кактусы учатся, а Марктус только над ними смеется:

– Я и так умный, все-все знаю!

Вот однажды пришел в огород сам царь. Увидел Марктуса и воскликнул:

– Ба! Какой красавец!

Марктус колючки растопырил, важно надулся. Царь спрашивает:

– Откуда ты? Из какой страны?

– Из Мексики! – отвечает кактус.

– А на каком это континенте?

Не знает Марктус, что ответить. Кактусята ему помогают, подсказывают:

– В Северной Америке !

– В Северной Америке! – повторил громко Марктус.

Царь это заметил, нахмурился. Очень ему не нравилось, когда кто-то был неучем и к тому же не хотел учиться.

– А Россия на каком континенте? – спросил царь.

Молчит Марктус.

– На континенте Евразия ! – шепчут кактусята.

– Цыц! – сказал им Петр Первый. – А какая страна больше: Мексика или Россия?

– Мексика, – ответил Марктус.

– Да таких Мексик в России восемь поместится! – загремел царь.– Ну, а какая самая длинная река в Мексике, на твоей родине?

На этот вопрос ответили маленькие кактусы:

Рио–Гранде .

– Ну, а хоть знаешь, какая самая высокая гора в Мексике, а какая здесь, в России?

Однако ни о мексиканском Пико де Оризаба (5700 метров), ни о российском Эльбрусе (5642 метра) Марктус ничего не знал. Стало ему стыдно.

– Эх! – воскликнул царь. – Глупый кактус! Ничего не знает, ничему не учится! Зато в картузе!

Запомни: важно что не НА голове, а что В голове!

А Марктус снял картуз и попросил у соседнего кактуса учебник.

ГЕОЗАДАНИЯ


1. Назови, на каких континентах расположены Мексика и Россия. Назови самые длинные реки и самые высокие горы в Мексике и в России.

2. Выучи стишок про кактус-зазнайку!

Из Мексики кактус
По имени Марктус,
Одетый в картуз,
Был важен, как туз.

Кактусят поучал он: "Знайте,
И на колючки мотайте,
Я важен, как карточный туз,
Потому что ношу картуз!"

УРОК СЕДЬМОЙ

ГЕОСКАЗКА
"Дружба ничего не боится"



Путешествовал как-то гном. Долго он был в пути и однажды увидел необычную гору, которая стояла одна-одинешенька. Верхушка же у нее была не острая, как у большинства гор, а как будто срезанная.

– Привет! – улыбнулся гном. – Давай знакомиться!

– Со мной? – удивилась гора. – Меня все боятся. И никто не разговаривает со мной, и не играет, а я так люблю придумывать загадки!

– Загадки? Вот здорово! – воскликнул гном. – А я так люблю их разгадывать! Давай играть!

Необычная гора обрадовалась.

– Давай! Вот первая загадка:

Жил-был бог

Когда-то в Риме,

Кузнецом он

Был,

Глубоко

В подземном мире

По наковальне

Бил.

Кругом огонь

Пылал,

Бог молотом

Стучал.

Его Вулканус

Звали.

И мне имя

Дали

В честь него.

Позвольте вам

Представиться –

...

Вулкан! – догадался гном.

– Правильно! – обрадовался Вулкан. – Правда, я начинающий поэт, поэтому рифма не очень красивая.

– А мне нравится! – сказал гном. – А еще одну загадку можно?

Внутри меня

Есть пустота –

Огромная труба.

Она пряма.

И неспроста

Тянется она

Из–под земли

К моей макушке.

Есть похожая

У пушки:

Там по ней

Бежит ядро.

У них название

Одно.

Что это?

Минут пять думал гном.

– А, вспомнил! Жерло!

– Правильно! – воскликнул довольный вулкан. – Вот еще одна загадка:

М оре раскаленное,

А лое, бездонное

Г лубоко под землей.

М ечта его – весной

А прель увидеть над землей!

– Нет, не могу я отгадать! – сказал, подумав, гном. – Непонятная загадка! Разве может море быть раскаленным?! Оно же холодное. И синее, а не алое!

– Под землей, действительно, есть огненное море. Оно как манная каша – густое и горячее. Но красное. А в этой загадке название зашифровано: прочитай первые буквы строк сверху вниз!

Магма! – сказал гном вслух. – Ну ты молодец, такую интересную загадку придумал! С тобой так интересно играть! Почему же тебя боятся?

– А потому, что иногда я чихаю, и тогда происходит…. Вот слушай загадку об этом:

Захотел Вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло магма в путь

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу

С шумом, треском из прорех

Разлилась. О, ужас!

– И что это? –спросил гном. Он никогда о таком не слышал.

– Это называют извержением вулкана , – пояснил Вулкан. – Но это еще не все. Когда я собираюсь чихать, подымается гул, и начинается землетрясение . Потом с моей макушки слетает слой застывшей магмы и превращается в облако пыли и пепла . Пепел может засыпать все вокруг! Потом уже вытекает магма, ее называют “ лава ”. Она жутко горячая и может сжечь все на пути, стекая по моим бокам. Когда она остывает, то становится темной и твердой. Вот из-за этого-то меня все и боятся, и никто рядом не живет. Ох–хо–хо!

– Я буду здесь жить! – сказал гном. – И мы будем играть в загадки! А если ты захочешь чихнуть, то я убегу подальше, а потом вернусь. И мы будем играть дальше.

– Здорово! – обрадовался Вулкан.

И до сих пор счастливый Вулкан придумывает загадки, а гном их отгадывает.

ГЕОЗАДАНИЕ
Кроссворд "Вулкан"

1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.
2. “Труба” внутри вулкана.
3. Раскаленное море глубоко под землей.
4. Он может зас ы пать все вокруг.
5. Это явление самое страшное для всех, кто живет рядом с вулканом.
6. Это явление происходит, когда вулкан собирается чихнуть, при этом все вокруг трясется и падает.

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Самые опасные"

В Атлантическом океане, недалеко от экватора, жил-был маленький Акварик. Он очень любил путешествовать и даже вел "Путевой дневник", куда записывал свои мысли и впечатления.

Однажды приплыл Акварик к самой длинной реке Южной Америки – Амазонке. Перед ней на подводной табличке было написано: "Самая опасная река".

"Чем же она так опасна?" – заинтересовался Акварик и поплыл посмотреть. Вскоре он увидел огромного крокодила .

– Здравствуйте, я – Акварик!

Крокодил важно кивнул:

– А я – самый страшный крокодил самой опасной реки – Амазонки!

– А разве это хорошо – гордиться тем, что ты опасен? – спросил Акварик.

– Конечно, – пояснил крокодил, – ведь не каждый может похвастаться, что способен долго-долго лежать в воде и ждать, пока какое-нибудь неосторожное животное зайдет в реку, а потом – ам!– и быстро съесть его!

И крокодил снова занял свой наблюдательный пост. Акварик не стал его больше ни о чем спрашивать, а благоразумно поплыл дальше.

Вдруг издалека показалась стайка рыб, конечно же, Акварик решил поплыть им навстречу.

– Осторожно!!! Это же пираньи ! – вскрикнула маленькая рыбка, схватила Акварика за лапку и утянула за камень.

– А что, эти пираньи опасны? – удивился Акварик.

– Это хищницы, самые опасные хулиганки в нашей реке, а может, и во всем мире! Они кусаются острыми зубами, обижая всех подряд, и даже крокодил старается с ними не встречаться! Ах, как бы и мне хотелось быть пираньей!

– Разве это хорошо, когда с тобой никто не хочет встречаться? – спросил Акварик.

– Ну, может и не хорошо, но ведь при этом ты такой знаменитый! Тебя все-все знают!

И рыбка размчталась, как хорошо быть зубастой. Акварик не стал ей мешать и поплыл дальше.

Только забрался в небольшую заводь, как увидел огромную серовато-зеленую змею. Акварик поздоровался. Змея тоже представилась:

– Я – анаконда , самая большая змея Амазонки! И все меня боятсят! Так же, как и нашу Амазонию!

– А что такое Амазония? – поинтересовался Акварик.

– Амазония – все это место: и река Амазонка, и впадающие в нее реки, и тропический лес у этих рек. И везде живут опасные хищники, такие как крокодил, пиранья или я. А ночью в лесу хищные звери кричат так страшно, что даже моя чешуя встает дыбом! Вот как у нас здорово! Так что, приплывай к нам еще!

– Спасибо за приглашение! – вежливо поблагодарил Акварик. – И вы к нам приплывайте!

А вернувшись домой, Акварик написал в "Путевом дневнике": "Амазония – удивительное место, там всем нравится быть страшными и опасными. А где же найти место, где все хотят быть добрыми?"

А вы не знаете?

ГЕОЗАДАНИЯ


1. Прочитай (а если понравится, то и выучи) стишок об Амазонии:

Амазония

Эта область загадочна очень.
Здесь жутко кричит кто-то ночью.

Темен тропический лес,
Полный всяких чудес:
Насекомые, птицы и звери,
Лианы (в них прячутся змеи).

В реке Амзонке – вниманье! –
Опасные рыбки пираньи.
И крокодилы зубастые
Ныряют, будто бы с ластами.

Надеюсь, дело понятное –
Амазония – место приятное!

2. Чтобы научиться наблюдать, совсем не обязательно ехать в Амазонию, ведь интересное находится повсюду: по дороге в школу или домой, во поездки на автобусе. Интересными могут быть люди, животные, забавные плакаты, необычные дома. Заведи себе "Путевой дневник" и пиши или зарисовывай туда все, что покажется интересным. Учись наблюдать! А потом так покажи свои заметки друзьям, чтобы и они узнали о самом необычном из самой обычной прогулки!

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"День рождения"

из цикла "Сказки о городах"

Жил-был в столичном городе Риге оргАн . Жил он в Домском соборе . У органа был хороший характер, но иногда ему становилось грустно, особенно перед днем рождения. Тогда он думал: "Вот и еще на один год я стал старее". И вздыхал.

И вот однажды органу исполнился сто двадцать один год. Все друзья поздравляли его с праздником, каждый старался пожелать что-нибудь особенное.

– Желаю тебе, чтобы ты навсегда остался в истории Риги! – пожелал ему Музей истории Риги , живущий на улице Паласта, недалеко от Домского собора. А стоящий в этом музее сосновый великан, конечно же, пошутил по поводу роста:

– Желаю, чтобы ты с возрастом не ссохся, а остался таким же двадцатипятиметровым!

Орган улыбнулся – великан-то был в десять раз ниже его!

– Пусть краски на картинах, украшающих тебя, всегда остаются свежими! – сказал красивый Художественный музей .

А живущая рядом с ним Резиденция президента Латвии показала, что она разбирается в политике

– Желаю, чтобы ты, орган, стал известен во всем мире, и о Латвии узнали все–все–все!

– Не болей! – пожелал Музей фармацевтики .

Этнографический музей пошутил:

– Главное, не забывай по утрам продувать меха, чтобы твоя ширина – одиннадцать метров – не стала больше!

Орган тут же изменил осанку – выпрямился и втянул бока.

– Пусть твоя резьба всегда остается такой четкой! – рапортовала Пороховая башня .

Почему прорапортовала? Да потому, что в ней находится Военный музей .

– Желаю, чтобы тебя ценили! – сказал Центральный рынок , он был самым крупным в Европе и удобно расположился в ангарах, где когда–то стояли дирижабли.

– И чтобы тебя любили! – сказали Часы Лаймы , под которыми обычно назначают свидания влюбленные.

– Главное, – вдруг сказал "Кошкин дом" , – чтобы в тебе не завелись мыши!

Этот дом так называется потому, что у него на фасаде изображены кошки.

Тут хором заговорили Три брата – три средневековых здания с улицы Маза Пилс:

– Желаем, чтобы твои клавиши всегда играли дружно и слаженно!

Темно-красный Дом Черноголовых (так когда–то называли иностранцев) пожелал, чтобы на органе играли самые виртуозные музыканты свои самые красивые произведения. А высоченный Памятник Свободы с улицы Бривибас сказал:

– Желаю тебе, орган, чтобы из твоих медных труб еще долгие-долгие столетия звучала музыка, наполняющая сердца светом и радостью!

Как радостно было органу слушать столько хороших пожеланий!

А Домский собор , самый старый и самый мудрый, сказал:

– Никогда не грусти! И цени, что имеешь!

И тут орган подумал: "Как хорошо, что есть друзья!" И еще он подумал, что Домский собор прав. Год прошел, это так, но зато он целый год был со своими друзьями. Целых 365 дней они болтали, смеялись, обсуждали новости. И до следующего дня рождения у них есть еще целый год! И сколько еще интересного произойдет, сколько хороших впечатлений добавится! Теперь он уже думал о прошедшем годе не с грустью, а, наоборот, с радостью.

И счастливый орган заиграл для друзей свои самые красивые мелодии.

Для справки.
Домский собор - самый большой кафедральный собор Прибалтики - был основан в 1211 г. Главная достопримечательность Домского собора - орган, сооруженный в 1884 г. В то время это был самый большой орган в мире.
Домский оргАн - впечатляющая конструкция высотой в три этажа. В нем 6 768 труб, металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м, есть четыре клавиатуры для рук и одна - для ног. На пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Воздух подается "по старинке" - при помощи шести мехов.

ГЕОЗАДАНИЕ

УРОК ПЯТНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Самые высокие"

Жили-были два друга: Вулкан и Гном. Каждое утро, проснувшись, Гном умывался, чистил зубы, и они приступали к утренней гимнастике. Вулкан пел, и от этого его склоны то раздувались, как шар, то втягивались внутрь. А Гном делал гимнастику со счетом: и раз – мах ногой, и два – кувырок, и три – прыжок. А потом они начинали играть в загадки: Вулкан их придумывал, а Гном пытался отгадать.

– Вулкан, ты знаешь все на свете! – сказал как–то Гном другу. – А какая гора самая высокая в Африке?

– Попробуй, отгадай! – ответил Вулкан. – Слушай внимательно!

Гном взял палочку и приготовился писать на земле буквы.

Принадлежат "ИК", "ИЛ" , и "НАМ"
К простым, обыденным словам.
Но если их перевернем,
Слоги первые найдем!

И Гном написал "ИК" наоборот, получилось "КИ", вместо "ИЛ" – "ЛИ", и в конце "МАН" и прочитал: "КИЛИМАН" .

А теперь мы попоем:
Нотку
"ДО" себе возьмём.
Мы с жаром будем распевать,
Куда нам только
"ЖАР " девать?
Да в нотку! Между
"Д" и "О".
Название наше – вот оно!

Гном написал "Д", потом "ЖАР" и, наконец, "О"

КИ–ЛИ–МАН–ДЖА–РО ! – прочитал он по слогам. – Какое трудное название!

– Есть еще труднее! – отозвался Вулкан. – Вот попробуй расшифровать название самой высокой горы в Южной Америке.

Слово "КОНЬ" поставь за "А"
И мягкий знак сотри:
Четыре буквы у тебя –
Название горы.

Гном написал "А", потом "КОНЬ" и стер "Ь". Получилось "АКОН".

Теперь две буквы к ним добавь –
Последний слог в
"ЛУЖАЙКА" –
И из
"ГУАШЬ" ты "ШЬ" изъяв,
Найдешь конец. Давай-ка!

И Гном к "АКОН" дописал последний слог "КА" и "ГУА".

А–КОН–КА–ГУА ! – воскликнул он.

– Правильно! – обрадовался Вулкан. – А вот – название самой высокой горы в Северной Америке:

Её название – два слова.
Первое – цветочек с поля.
Алый, с черной сердцевиной
И с дурманящею силой.
Справа
"Кинли" напиши,
Все название найди!

МАК–КИНЛИ! – обрадовался Гном, ведь он сразу догадался, о каком цветочке идет речь. – А самая высокая гора в Европе?

И Вулкан снова стал рассказывать загадками:

ЭЛЬФ в лесу БРУСНИКУ ел.
И помочь нам захотел:
"Возьми три буквы от меня
(Напиток лей в бочонки!),
Дальше ягода моя
Без имени девчонки!"

– "ЭЛЬ" – действительно, напиток, – воскликнул Гном, – я о нем читал. А вот имя девчонки в "БРУСНИКА"?! "РУСНИ"? Нет, не похоже. "УСНИ"? Тоже не похоже на имя. "НИКА"? Да, точно, "НИКА"! "БРУСНИКА" минус "НИКА" получилось "БРУС". Значит, гора называется ЭЛЬ–БРУС ! Вот здорово!

– Да, правильно, Эльбрус! – ответил довольный Вулкан. – А вот теперь попробуй отгадать название самой высокой горы в Азии. Эта гора, к тому же, самая высокая в мире!

Э то самая-пресамая
В
ысокая гора.
Е
ё вершина острая
Р
ежет облaка
Е
ё найдешь ты в Индии
С
редь гималайских туч.
Т
олько чтоб добраться,
Ты должен быть могуч!

Гном нашел название самой высокой горы, а вы, ребята, нашли?


ГЕОЗАДАНИЕ

Расскажи, где эти горы находятся.

УРОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Письмо Деду Морозу"

Жил-был мальчик Данилка. Он совсем недавно пошел в школу, но уже умел читать и писать. Его мама работала на почте, и мальчику очень нравилось приходить к ней на работу и помогать рассортировывать письма. А нравилось потому, что таким образом Данилка учил географию. Брал письмо, читал название страны и города. Затем бежал к большой настенной карте мира искать, куда же отправится это письмо. Чаще всего письма были адресованы в города России и в города соседних с Россией стран: Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии... Однако, многим письмам предстояла более дальняя дорога: в страны Западной Европы и даже на другие континенты!

Но вот оджнажды, где-то в ноябре, Данилка сидел на почте за столом. И прочитал на одном из конвертов: "Деду Морозу, город Великий Устюг..."

Непонятно. Какому такому Деду Морозу?! Может быть, так решил пошутить какой-нибудь мальчик, отправляя письмо своему дедушке? Но только Данилка об этом подумал, как услышал:

– Это почта?

– Да, – ответил Данилка, оглядываясь. Откуда же доносится этот тонкий голосок? И тут он увидел, как с открытой форточки спрыгивает маленький человечек, а за ним - маленький белый медведь.

– Ты кто? – удивился Данилка.

– Я?! – переспросил человечек. – Я – почтальон Деда Мороза! Дети уже, наверное, начали писать ему письма? Точно! – и человечек подбежал к письму, которое только что держал в руках Данилка.

Данилка хотел спросить, есть ли Дед Мороз на самом деле, но решил, что глупо спрашивать: раз есть почтальон Деда Мороза, то и Дед Мороз, конечно, есть. И поинтересовался:

– Дед Мороз читает все-все письма, которые ему пишут?

– Хм! – обиделся человечек. – Читает?! Да он на все письма отвечает! И даже выполняет заветные желания! Например, напишут, что хотят рисовать чудесные картины, и он через нас, своих почтальонов, присылает краски или фломастеры. Или, например, напишут, что обожают читать, и он присылает в подарок интересные книжки с красивыми картинками. Или, например,... В общем, мне некогда с тобой болтать, надо собирать письма. А ты напиши ему, и сам все увидишь!

С этими словами человечек подошел к письму.

– А как же вы все письма увезете, если их много? – спросил Данилка.

– Очень просто!

И почтальон вытащил из кармана колокольчик, позвенел над конвертом, и конверт стал маленький, как марка.

– Вот! – сказал он, и убрал письмо к себе в сумку, затем повернулся к медведю. – Ах ты, обжорка!

Медведь в это временя обнюхивал портфель Данилки, видимо, учуял, что там лежит бутерброт. Данилка угостил медвежонка.

– Ну все, нам пора! – сказал почтальон. Он сел на медвежонка, и вдруг тот – оп! – взлетел, долетел до форточки, затем – на улицу! И уже оттуда человечек крикнул: "Пиши Деду Морозу! А я ему доставлю твое письмо! Пока-а-а!"

– Да-а!.. – протянул Данилка, удивленный всем случившимся. – Наверное, мне это показалось!

Но нет, на столе лежал конверт с адресом:

Деду Морозу,

город Великий Устюг...

ГЕОЗАДАНИЯ

1. Найди на карте соседние с Россией страны.

2. Напиши письмо деду Морозу или Санта-Клаусу.

162340, Россия,
Вологодская область,
город Великий Устюг,
дом Деда Мороза

По другим источникам, индекс г. Великий Устюг 162349 и даже 162390,
но говорят, что письма доходят и по одной записи на конверте "Деду Морозу, лично"

Московская резиденция Деда Мороза:
109472, г. Москва,
Кузьминский лес,
Дедушке Морозу

Nordpol (Gronland)
Santa Claus Nordpolen
Julemandes Postkontor
DK-3900 Nuuk

УРОК СЕМНАДЦАТЫЙ

Снежинки с большим нетерпением всматривались в проплывающие под ними контуры городов. Но это и не удивительно, ведь они летели на огромном облаке к Парижу! Париж, Париж! Город мечты всех снежинок. И вот, наконец, одна из пассажирок с левого края воскликнула:

– Эйфелева башня!

А Эйфелева башня - это Париж.

– Ура! Прилетели! – захлопали в ладошки снежинки и начали готовиться к высадке, точнее к "выпрывгке". Как только облако оказалось над городом, началась неописуемая суматоха: снежинки выстраивались в очередь, готовясь спрыгнуть с прозрачными парашютиками вниз, где их у самой земли подхватят ветерки, выпущенные из нижних гаражей облака. А потом начнется увлекательное путешествие по городу.

Три подружки – З и мка, З а мка и З ю мка – дождались свой очереди и на зеленый свет прыгнули вниз. Зимка больше всех прочитала о Париже в их снежной библиотеке и не пропускала ни одной передачи о нем по их "ТВ-Снеж", поэтому подружки то и дело спрашивали у нее, что это такое.

– Эта синяя полоса – река Сена, – с удовольствием объясняла Зимка, поправляя для важности очки.

И тут их подхватил ветерок и унес к самой высокой естественной точке Парижа: холму Монмартра. На нем возвышалось красивое белое здание, похожее своими куполами на восточный дворец.

– Это – базилика Сакре-Кер. Здесь проводятся католические службы. А построили ее в 1876 году.

– Зимка, – спросила высокая Зюмка, – а что это за две фигуры над портиком?

– Это – статуи Людовика Святого и Жанны д`Арк.

– Я про нее уже слышала, – вмешалась Замка, – Эта юная девушка когда-то вдохновляла крестьян на борьбу за свободу!

– Да, – вздохнула Зимка, – это интересная, но грустная история.

– Ой, смотрите, – воскликнула Зюмка, – сколько там пылинок-художников!

И действительно, сотни пылинок в шарфах и беретах носились по Монмартру в поисках натуры, то есть, кого-нибудь, кто бы позировал, чтобы они рисовали. Снежинки, конечно же, согласились позировать, так как были немножко кокетками. А через некоторое время, они уже летели с ветерком дальше, и у каждой был в руках портрет, нарисованный парижскими художниками.

ГЕОСПРАВКА

Одна из самых красивых церквей Парижа – базилика Сакре-Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова) возвышается на вершине Монмартрского холма. Возведена в 1876 году. Освящена в 1919 году. Позади церкви - квадратная колокольня высотой 84 м, с одним из самых больших колоколов в мире (весом в 19 тонн).