Игра «Хорошо – Плохо. "дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

Давайте сегодня, прежде чем само стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» начнем читать, немножко вспомним и наше с Вами детство. Совсем-совсем чуть-чуть вспомним, буквально полминутки. Хорошо? Небольшой кусочек воспоминаний счастливого детства ведь еще никому не вредил, правда? 🙂

Ну вот. Не знаю как Вы, а я, когда был маленьким, книжку со стихотворением Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» любил. Правда, любил именно книжку. В смысле — не текст стихотворения, а картинки, которые этот самый текст иллюстрировали. 🙂

А вот текст стихотворения «Что такое хорошо а что такое плохо» меня не то, что не вдохновлял — скорее даже веселил. Я представлял себе этого мальчика (почему-то лет 3-4, наверное). И мысли мои по поводу его умственных способностей были далеки от восторженных. Ведь даже самый смелый полет фантазии не помогал мне вообразить такого ребенка, который САМ, по СОБСТВЕННОЙ ДОБРОЙ ВОЛЕ пришел к отцу с вопросом «как себя правильно вести?»! 🙂

Обычно такими вопросами заморачиваемся мы, взрослые, но уж никак не маленькие детишки. Это не они сами, а мы, взрослые, заставляем детей смотреть на мир оценивающим, сравнивающим взглядом. Заставляем делить поступки на плохие и хорошие. Делить окружающих на «своих» и «чужих». Заставляем их перестать быть детьми. 🙁

А вот картинки в книжке были прелестными. Особенно мне, почему-то нравились те, где мальчик был чумазым. 🙂 Наверное, на его фоне я чувствовал идеалом. 🙂

А серый прямоугольник про мальчика, которого «не хотят даже вставить в книжку» заставлял фантазию работать на полную катушку: и как же этот негодяй выглядит? 🙂

В общем, опираясь на свои детские воспоминания я представляю Вам сегодня текст с картинками стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». С картинками из той самой, «моей» книжки.

Иллюстрации эти были сделаны прекрасным художником А. Пахомовым. И я уверен, что Вам они тоже очень понравятся. Ну, готовы? Начали!

В. Маяковский

Что такое хорошо и что такое плохо

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.

— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.

Дождь покапал
и прошел.

Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.

Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.

Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!

Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.

От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.

Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.

Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».

Ну что, как Вам иллюстрации Пахомова к стихотворению Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»? Восхитительны, правда? Лучше них, пожалуй, я видел только . Но там уже вообще что-то невероятное! 🙂

Вот, наверное, и все на сегодня. Удачного дня!

Ах да. На прощанье еще вот что настоятельно порекомендую. Обязательно прочитайте Вашей деточке . Вот уж он-то точно про то, что такое хорошо, а что такое плохо! Меня он в детстве даже не просто впечатлил. А по-настоящему потряс. Так что не пожалеете. Уверен!

Теперь точно все. 🙂


    Игра-ассоциация «Что такое хорошо и что такое плохо?», изготовленная по технологии Puzzle, переносит ребенка в увлекательный мир игры и обучения! Она знакомит малыша с правилами поведения людей в обществе, учит различать положительные и отрица­тельные поступки, способствует развитию такого качества, как сопереживание. Игра является отличным пособием для овладения правилами хорошего тона и подготовкой к обучению этикету.
    В комплект игры входят 20 картонных карточек, каждая из которых состоит из двух частей, связанных по сюжету. На одной части карточки изображены поступки детей, на другой - последствия этих поступков, реакция на них окружающих детей.
    Цель игры: соединить два элемента в карточку, изображающих поступки детей в разных ситуациях. Объяснить, отрицательные или положительные поступки совершают дети.
    Варианты игр: см. продолжение...


    Антонимы (от греч. anti - против, ónyma - имя) - это слова одной и той же части речи,
    различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.
    Вот некоторые примеры, которые помогут дошкольникам разобраться, что такое антонимы.


    Внимательно рассмотрите картинки, они подскажут, как не надо вести себя дома,
    на улице, за столом, на кухне, играя со своими сверстниками …
    Почитайте ребенку правила безопасного поведения, которые сопровождают рисунки, обсудите их вместе.
    Почаще напоминайте ему об этих правилах, а главное - следуйте им сами, т.к. личный пример – самый действенный метод воспитания детей.
    В файле 40 шаблонов А4

Гоша моет сам посуду,
Пылесосит пыль повсюду,
Может в магазин сходить,
Молоко и хлеб купить.
Помогает маме Гоша,
Значит, мальчик он хороший.

В переполненном трамвае
Едет бабушка хромая.
Нехороший мальчик Влад
От нее отвел свой взгляд.
А хороший мальчик Нил
Встал и место уступил.

Ян и Саша целый вечер
Вместе делали скворечник.
Рады домику скворцы,
Ян и Саша молодцы!

Мальчик маленький Егор
Вышел погулять во двор.
Нехороший мальчик Витя
Захотел его обидеть.
Но хороший мальчик Жора
Заступился за Егора.

Огорчает маму Юли
То, что дочь ее грязнуля –
Рук не моет и лица,
В лужу прыгает с крыльца.
Мама ей твердит со вздохом:
«Быть грязнулей очень плохо!»

Непоседливый Ванюша
Бабушку не хочет слушать –
Убегает со двора
И не спит, когда пора,
Кушать суп не хочет тоже.
Поступать, как он, негоже.

Нехороший мальчик Вася
Обзывает всех и дразнит:
«Петька-редька, Лизка-крыска –
На башке собачья миска…»
А ему в ответ любой:
«Сам ты, Васенька, такой!»

Вам невежливая Настя
Никогда не скажет «здрасьте»
И не выучит до старости
Слов «спасибо» и «пожалуйста».
Грубость всем ее обидна.
Быть невежливою стыдно.

Нехороший мальчик Лёня
Искупал щенка в бульоне.
Будьте Лёни вы добрей
И не мучайте зверей.

Любовались мы весь день,
Как цветет в саду сирень.
Но пришел плохой Джамал
И все ветки обломал.

Захотелось как-то Гале,
Чтобы Веру наказали.
Галя блюдечко взяла
И столкнула со стола,
А на Веру все свалила.
Поступать так плохо было.

Нам Иришка рассказала,
Что на венике летала,
Аж до самой до луны,
Там теперь следы видны.
Мы должны сказать Иришке:
«Очень плохо быть врунишкой!»

К Диме бабушка пришла,
Пять конфет ему дала.
Он один не съел конфеты –
Колю угостил и Свету,
И Валеру с Олей тоже.
Дима щедрый и хороший.

Поиграть Сережа с Филей
Мяч у Пети попросили.
Петя мячик свой не дал,
Хоть в него и не играл.
Будь ты взрослый или кроха
Жадничать, как Петя, плохо.

В разговоре с ним Федот
Слова вставить не дает.
Всех всегда перебивает,
Очень грубым он бывает.

Ловит бабочек Вадим,
Отрывает крылья им
И потом в траву бросает,
Где бедняжки умирают.
Он не просто хулиганчик,
А плохой, жестокий мальчик.

Девочка плохая Даша
Топчет ножками букашек,
Червяков и муравьев –
Смерть их радость для нее.
Делать, как она, негоже –
Ведь они живые тоже.

Сара Родины стыдится,
Жить мечтает за границей,
А хороший человек
Так не думает вовек.

Катя с Костей в грот пошли,
Приведенье там нашли.
Нехороший мальчик Костя
Убежал, а Катю бросил.
Плачет Катя: «Я боюсь!»
Костя друг плохой и трус.

Митя у реки играл,
В воду с берега упал.
Тут же следом прыгнул Стас,
Утопающего спас.
Стасу хлопаем в ладоши,
Он отважный и хороший.

Всё Алеше интересно –
Сколько в мире тел небесных,
Почему мокра вода,
Ток откуда в проводах.
Любознателен Алеша.
Он для всех пример хороший.

Вечно делает Егор
Всё другим наперекор.
Скажет мама: «Шарф надень!»
Не наденет целый день.
И таких примеров много.
Поперёшность – это плохо.

Неуступчивая Аня
Всех ослов переупрямит.
Дали чай. «Хочу компот!»
И сидит часами – ждет,
Но понять никак не хочет,
Быть упрямой плохо очень.

Привередливая Маша
Ест лишь без комочков кашу,
Молоко без пенки пьет,
Тост без корочек жует,
Чуть не так, всё бросит на пол,
Огорчая маму с папой.

Нехороший мальчик Лёва
Взял без спроса скейт у Вовы.
Вова скейт везде искал,
Думал, вор его украл.
Вы запомните, друзья,
Так вести себя нельзя.

Унесла в кармане Зина
Шоколад из магазина.
За него платить не стала.
Зина шоколад украла!
Но любому очевидно:
Плохо воровать и стыдно.

Петя вазу уронил
На пол и ее разбил,
Но, хоть очень испугался,
Врать не стал и сам признался.
Папа Петю пожурил,
Но за честность похвалил.

Ян уселся на паркете,
Мыть полы мешает Свете.
Просит Света брата: «Встань!»
Тот в ответ кричит: «Отстань!»
Нехороший мальчик Ян –
Настоящий грубиян!

Попросила мать Ренату
Последить за младшим братом,
А Рената одного
В парке бросила его
И ушла к подружке Рае.
Так плохие поступают.

Попросила мама Надю
Юбку утюгом погладить.
Наденька утюг взяла,
Юбку новую сожгла.
Каждый согласится, плохо
Быть такою неумёхой.

У себя в подъезде Гена
Исписал мелками стену.
Все потом его ругали,
Нехорошим называли.
Чтоб опять хорошим быть,
Должен стену он отмыть.

Плохо поступил Кирилл –
Сигарету закурил.
А хороший мальчик Даня
Рассказал про это маме.
Он не ябеда для нас,
Он здоровье брата спас.

Сеня Машеньку толкнул,
Но и глазом не моргнул,
Даже не остановился,
Перед ней не извинился.
А ведь должен Сеня знать,
Что так плохо поступать.

Папу попросил Филиппка
Подарить живую рыбку.
И уже сто двадцать дней
Сам заботится о ней.
Папа похвалил сынишку,
Он ответственный мальчишка.

Даже малышам известно,
Надо вещи класть на место.
Только вот неряха Алла
Всё бросает, где попало.
Но ведь девочке хорошей
Так вести себя негоже.

Нехороший мальчик Прошка
Бросил фантик на дорожку,
А хороший мальчик Осип
Фантик прямо в урну бросил,
Ведь не следует ребенку
Поступать, как поросенку.

Наигравшись в куклы, Майя
В шкаф игрушки убирает,
И ни супа, ни торта
Не проносит мимо рта,
Одевается опрятно.
Хорошо быть аккуратной!

Лежебоку Алевтину
Не заставишь встать с перины.
Спит весь день и ест до пота,
Остальное неохота.
Жаль, понять она не хочет,
Быть лентяйкой плохо очень.

Каждый, с кем знакома Луша,
Скажет, что она – копуша.
Целый час встает с постели,
Чистит зубы еле-еле,
Ест свой завтрак до обеда…
Без сомненья, плохо это.

Сострадательная Лида
Дверь открыла инвалиду,
Ведь его коляске тесно
Заезжать в проем подъезда.
Инвалид сказал: «Спасибо!»
Славно поступила Лида.

Фрол готов дружить с Игнаткой
За четыре шоколадки,
За велосипед – со Светой,
С Валентином – за конфеты,
С Мишей – за его бульдога.
Фрол корыстный, это плохо.

Нравится плохому Вове
Постоянно сквернословить,
Оскорблять всех и ругать,
В ужас взрослых повергать.
Как не понимает только,
Что во рту его помойка.

Если кто обидит Тоню,
На всю жизнь она запомнит,
Не прощает никого,
Всех считает за врагов,
Их у Тони очень много.
Быть злопамятною плохо.

Боря книжек не читает,
Лишь гуляет и играет.
Что ни спросишь у него,
Он не знает ничего.
Мозг его покрылся мохом.
Боря глупый. Это плохо.

Мама Олю кормит с ложки,
Надевает ей сапожки,
А ведь Оля не мала,
Делать всё сама б могла,
Но она сама не хочет.
Поступать так плохо очень!

Эгоист Илларион
Чересчур самовлюблен.
Только о себе печется,
На других не отвлечется,
Знает только слово «Я».
Так вести себя нельзя.

Может Афанасий смело
Взяться за любое дело.
Надо сдать тест к четвергу,
Говорит он: «Я смогу!»
Хорошо всегда везде
Быть уверенным в себе.

Говорит Аленка Владу:
«Не садись со мною рядом,
А не то портфелем тресну!»
Но за партой ведь два места.
Нехорошая Аленка,
Очень вредная девчонка!

Убедил себя Олег,
Что во всем он лучше всех.
Он с другими не играет,
Нос до неба задирает.
О себе мнит очень много,
Но гордыня – это плохо.

Нехорошая Эльвира
Хулиганка и задира –
Мирно мимо не пройдет,
Всё до драки доведет.
Люда с Диной с ней не дружат,
Ведь она мальчишек хуже.

Есть у Вани пистолет,
А у Митрофана нет.
Митрофан страдает очень,
Пистолет такой же хочет.
С Ваней он теперь не дружит.
Чувства зависти нет хуже!

Плохо поступает Тит –
Очень громко он шумит.
Думают его соседи,
Что вверху живут медведи,
Слон и с ними троглодит,
Но живет там только Тит.

Улыбается Сережа,
И ему в ответ все тоже,
Улыбаться ж хмурой Жанне
Нет ни у кого желанья.
Плохо, даже и не спорьте,
Настроенье людям портить.

Саша кошелек нашел,
С ним в полицию пошел.
Не присвоил ничего,
Кошелек ведь не его.
Поступил он честно, значит,
Сашенька хороший мальчик.

Получив подарок, Дуня
Сразу побежала к Груне:
«У меня велосипед,
У тебя такого нет!»
Не веди себя, как Дуня,
Очень плохо быть хвастуньей.

Коля с Толей вдоль реки
Плыли наперегонки.
Очень рассердился Толя,
Что приплыл быстрее Коля,
Другу он теперь не рад,
Хоть во всем сам виноват.

За прыжки с трамплина вниз
Таня получила приз,
Но, сошедши с пьедестала,
Похваляться им не стала.
Скромность Таню украшает
И другим не помешает.

Леночка, подруга Светы,
В Крым уехала на лето.
Света сразу же пошла,
Друга нового нашла.
Не нужна ей больше Лена.
Света – друг плохой, неверный.

Вячеслав – плохой мальчонка,
Сильно злится на сестренку –
Все вниманье в доме ей,
Ведь сестренке двадцать дней.
Но в семье хорошей дружной
Всем любить друг друга нужно!

Ян разбил Денису нос,
Тот обиделся до слез.
Ян прощенья попросил,
И Денис его простил.
Зло копить в себе не нужно,
Лучше быть великодушным.

Яков примеряет платья,
С куклой Барби спит в кровати,
Как девчонка, три часа
Губы красит и глаза,
Плачет, чуть ударив пальчик.
Делать так не должен мальчик.

Лёля номер свой дала,
Но представить не могла.
Что звонить ей будет Стас
По пятнадцать раз за час.
От него ей нет покоя.
Быть назойливым не стоит.

Шел на спортплощадку Витя,
Кошку во дворе увидел,
Постоял, разинув рот,
И забыл, куда идет.
Чтоб, как он, всё не забыть,
Нужно собраннее быть.

Что бы ни сказала мама,
Жене, как по барабану.
Скажет: «Встань!», а он лежит.
Скажет: «Стой!», а он бежит.
С Женей никакого сладу,
Поступать, как он, не надо.

Эля жарила котлеты,
Вдруг ей позвонила Света.
Эля от плиты ушла,
И котлеты все сожгла.
Мы Эльвире скажем дружно:
Разгильдяйкой быть не нужно!

Федя папе помогал –
Инструменеты подавал,
Вымыл маме всю посуду,
Выгулял собаку Люды,
Объяснил примеры Гоше.
Федя сын и друг хороший.

Любит вредина Андрей
Доводить других детей:
То панамку чью-то спрячет,
То на крышу бросит мячик,
То налепит всем жевачек.
Он противный, гадкий мальчик.

Потерпел Влад неудачу –
Не сумел решить задачу.
Владик не пошел гулять,
Сел решать ее опять
И решил. Похвалим Влада,
Добиваться цели надо.

Абдула чернее ночи,
Кузя дать ему в нос хочет,
Потому что цветом кожи
С Абдулой они не схожи.
Поступает он неверно,
Быть расистом очень скверно.

С дерева упала кошка
И себе сломала ножку.
Пожалела кошку Алла,
Ножку ей забинтовала.
Добрые к живым созданьям
Проявляют состраданье.

Под присмотром Ян хороший,
Без присмотра – сорванец:
Он за хвост тягает кошку,
Из окна бросает ложки,
Ставит девочкам подножки.
Он совсем не молодец.

Не наденет мальчик Пашка
В гости мятую рубашку,
Брюки с дырками везде,
Свитер в пятнах и в еде.
Он всегда одет опрятно,
На него смотреть приятно.

Гена хочет, чтоб Россия
Государством стало сильным.
Ради этого готов
Он трудиться в сто потов.
Быть должна любовь к Отчизне
Для хороших смыслом жизни.

Папу Ира дома ждет:
«Ну, когда же он придет?»
Бегает туда-сюда
И канючит: «Ну, когда?»
Чтоб стать лучше и счастливей,
Ей быть нужно терпеливей.

У Олеси на пороге
Коврик «Вытирайте ноги!»
Но пришла к ней в дом Аринка
С тонной грязи на ботинках.
И такое поведенье
Вызывает сожаленье.

Сидя рядом на диване,
Укусил Максимка Маню
И за ручку и за нос.
Но он мальчик, а не пёс.
Должен сам бы догадаться,
Что нехорошо кусаться.

В новогоднюю пургу
Плохо птичкам на снегу.
И для них Максимка с Лушкой
Вместе сделали кормушку.
Птицы думают, что эти
Дети лучшие на свете.

Очень нравится Петрушке
Все подряд ломать игрушки.
Загляни к нему домой,
Нету целой ни одной.
Пётр плохой, небережливый,
Поступать так некрасиво!

Как букашка по линейке,
Ходит Лада по скамейке.
На нее теперь не сесть,
Грязных там следов не счесть.
Вы должны запомнить, братцы,
Так негоже баловаться.

На спектакль пришла Наташа
И кричит, руками машет.
Слез со сцены к ней медведь:
«Не мешай другим смотреть!
Не шуми здесь, как в лесу,
А не то в лес унесу!»

Обещала Глебу Ника
Угостить его клубникой,
Но с подружкой убежала,
Обещанье не сдержала,
Слово данное забыла.
Поступать так плохо было.

Витя о бордюр споткнулся,
На асфальте растянулся
И помчался по двору
С криком: «Я сейчас умру!»
Из-за ссадины на коже
Так паниковать негоже.

Рано утром на балкон,
С пистолетом вышел Дрон.
Хоть патроны из пластмассы,
Но от них страданий масса –
Больно Мите, больно Юле,
Больно кошке, больно гуле.

Верочка на именины
Пригласила Серафима.
Без подарка он пришел,
Слов поздравить не нашел.
Очень Верочке обидно,
А ему должно быть стыдно.

Где-то подхватил Архип
Сверхзаразный супергрипп,
Но не стал сидеть с ним дома,
В гости поспешил к знакомым.
Все они теперь чихают
И Архипа упрекают.

Брат Антон сестренку Таю
На колясочке катает,
И, заглядывая в глазки,
Ей рассказывает сказки,
Что ему читала мама.
Брат Антон хороший самый!

Марк за мамой словно хвостик,
Ходит в магазин и в гости,
Не отпустит ни на миг –
Сразу в слезы, сразу в крик.
Ясно всем на их пути:
Так нельзя себя вести!

Фрол включил магнитофон
Так, чтоб слышал целый дом,
И, чтоб все, кто дома были,
От такого шума взвыли.
Ни к чему весь этот грохот,
Раздражать соседей плохо.

Родион играл в собаку:
Встал на четвереньки на пол,
Тапки папы покусал,
Вещи мамы разбросал –
Просто, чтобы не скучать.
Плохо так озорничать.

Мальчик Сидор очень умный,
Списывать дает Науму,
Из-за этого Наум
Свой не развивает ум.
Мальчик Сидор, спору нет,
Причиняет другу вред.

Поступает мальчик Петя,
Будто он один на свете –
Всё, что нравится, берет
И назад не отдает,
Совесть Петю не тревожит –
Эгоист он нехороший.

Очень долго был Ефим
Мальчиком совсем плохим,
Хулиганом безнадежным,
Но однажды стал хорошим.
Может он собой гордиться,
Ведь способен измениться.

Все событья на планете
Видит Фока в черном цвете.
В небе облака летят,
Фока хнычет: «Будет град!»
А, увидев вертолет,
Всем кричит: «Щас упадет!»
Хватит, Фока, громко охать,
Ведь унынье это плохо!

Как проснется утром Лана
Начинает строить планы,
Как она другим поможет,
Всех злодеев уничтожит…
Это в мыслях, а на деле,
Целый день лежит в постели.
Только, чтоб героем стать,
Надо делать, не мечтать!

Влас боится неудач –
Что в кольцо не бросит мяч,
Что не слепит бегемота,
Что не склеит самолета,
Что с задачею не справится,
Так что даже не пытается.
У него плохой настрой.
Планы неудач не строй!

Посадила детвора
Астры посреди двора.
Но Эмилия пришла
И цветы все сорвала.
Унесла к себе домой,
Чтоб смотреть на них одной.
«Ай-яй-яй!» – мы скажем тут,
Ведь цветы для всех цветут!

Рассказала Лизавета
Вике все свои секреты.
Лиза к Инне побежала,
Тайны Вики разболтала.
Не хранит она секреты,
Все мы знаем, плохо это!

Загрустили у Антошки
Все цветочки на окошке –
Хочется цветочкам пить,
Надо их водой полить.
Так и поступил Антоша,
Значит мальчик он хороший.

Тим с утра играл в приставку.
Мама позвала на завтрак,
Он в ответ: «Сейчас, сейчас…»,
А пришел лишь через час.
Лучше что – на кнопки жать
Или мам не обижать?

Ким на день рожденья к Жене
Сам пришел, без приглашенья,
Именинника толкнул,
Свечи на торте задул.
Скажем мы плохому Киму:
Наглым быть недопустимо.

Игорёк уроки делал,
Рядом Глеб сидел без дела
И дразнился: «Игорёк,
Подари мне пузырёк!
Ты же мой товарищ,
Пузырек подаришь?»
Лучше б не мешался,
Сам позанимался.

Вариант 1 . Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

  • Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
  • Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен – можно уколоться.
  • Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.

Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2 . Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3 . После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

– Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4 . Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

  • Есть шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот;
  • Живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить;
  • Сидеть дома – плохо, скучно;
  • Можно пригласить гостей – и т.д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо – плохо» может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету – вкусно и приято, а если много – заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.

В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Другие новости по теме.

Образовательный задачи:

1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.

2. Учить аргументировать свои ответы.

Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.

Воспитательные задачи: закрепить стремление совершать хорошие поступки

Материал: человечек, у которого два лица, доска, сюжетные картинки, желтые и синие круги.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришел странный гость. Удивительно, у него два лица. Одно такое улыбчивое, веселое, другое грустное, даже сердитое. Интересно, что с ним случилось…

Он по свету прошел,

Видел, что хорошо,

Он по свету ходил,

Плохо тоже находил.

Вот и стал он такой,

С двухсторонней головой!

Если встретит он добро,

Улыбается лицо!

Ну, а если зло увидит,

Он сердит, всех ненавидит!

И на всех готов кричать,

Он запутался совсем,

На пенечек он присел

И совсем стал никакой,

Рассудите, помогите,

Добро от зла мне отделите!

Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки”

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на план, который висит на доске. На нем картинками показан путь человечка. Наша задача провести человечка до его дома, но при этом дорогу нужно выбрать так, чтобы она проходила только по картинкам, где дети совершаю хорошие поступки. Иначе наш гость очень расстроится и повернется к нам сердитым лицом. Давайте очень внимательно рассмотрим картинки и решим где хорошо, а где плохо.

1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!

2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо!Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.

3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.

4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!

5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она наверное помогает дедушке или бабушке.

6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!

7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких?

8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно!

Воспитатель: Ребята, мы правильно разобрались в картинках, а теперь давайте все картинки с плохими поступками закроем кружочками синего цвета, чтобы они не смущали нашего гостя (Дети закрывают кружочками синего цвета картинки где: девочка рвет цветы, мальчик залез в лужу, большая девочка толкнула маленькую )

Воспитатель: Дети, а давайте подскажем человечку по какой дороге ему нужно идти домой, где мальчик вдевает нитку в иголку, мальчик читает книжку, мальчик моет посуду, девочка поливает грядки, девочка кормит птиц.

Ребята, посмотрите, человечек улыбается вам и приглашает вас в гости!

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись,

И обратно возвращались,

Вот здоровья в чем секрет!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Словесная игра «Хорошо и плохо»

Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо — синий.

— «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий )

— «Шла, шла Маша по лесу — деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий )

— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый )

— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий )

— «Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая!» (желтый )

— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий )

— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый )

— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый )

Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям.

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 61 комбинированного вида»,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область, Россия.

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме