Что делать при слабом сосательном рефлексе или его полном отсутствии. Нарушение сосательного рефлекса у новорожденного

Трехмесячный малыш с пальчиком во рту заставит дрогнуть самое черствое сердце. Но трехлетний ребенок с пальцем во рту будет выглядеть странно.

Если вы все чаще наблюдаете картину «палец во рту» у вашего ребенка, стоит задуматься над вопросом – что это и что с этим делать?

Вред или польза от сосания пальца?

Все зависит от того о каком возрасте идет разговор. Малыш пробует свои пальчики, когда находится в утробе матери. Ученые предполагают, что таким образом ребенок готовится к грудному вскармливанию и тем самым начинает развивать сосательный рефлекс, а может, ощущает волнение мамы и сосание пальца позволяет ему успокоиться. Но это всего лишь домыслы ученых, потому, что ребенок сам ответить не может.

В возрасте трех месяцев, когда у ребенка координация движения становится довольно хорошей, « » своего рода маленькая победа — ребенок самостоятельно подносит свою маленькую ручку ко рту в любой момент, когда ему захотелось. Несколько недель ребенок будет учиться координировать свои движения, в частности «рука — рот» , поэтому не нужно ему мешать.

Но время идет и ребенок растет. Не за горами его первое день рождение. А может ребенок уже старше, а палец, все так же, во рту. Родители начинают паниковать, предполагая, что если эта привычка останется, возникнет немало проблем. Речь, конечно, идет о глистах, неправильном прикусе и некрасивом виде.

Родители объявят войну этой новой моде ребенка. Война будет безжалостной и бесполезной. Причин для сосания пальца может быть масса, и каждый случай нужно разбирать отдельно, только так можно помочь ребенку не вредя еще больше.

Как относится к сосанию пальца сам малыш? Мешает ли ему? Скорее нет, чем да. До возраста 5-6 лет, ровесникам будет все равно, есть палец во рту у вашего ребенка или нет. Насмешки могут появиться в школе, но не раньше. И получается, что эта привычка неприятна нам, взрослым. Возможно, на психологическом уровне мы понимаем, что сосание пальце у ребенка происходит не просто так, а это явный симптом какой-то его травмы.

И наша главная помощь должна заключаться выявление проблемы, которая приводит к такому неправильному поведению малыша. Поэтому не нужно стараться отделаться от признака «сосание пальца» методами битья рук, или используя различные горькие мази, и даже высказываю свою позицию. Ни к чему хорошему не приведет и саму проблему, из-за которой появилась эта вредная привычка, не решит.

В этой статье попробуем понять главные причины сосательного рефлекса у детей.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс – это умение сосать грудь мамы или соски, без необходимости обучению данному процессу. Относится к основным безусловным рефлексам.

Малыши до 1 года начинают посасывать пальчики тогда, когда их основной рефлекс не может быть удовлетворен в нужной им мере. Многим детям не хватает сосания груди или бутылочки, их рефлекс сильнее, и тогда они начинают сосать все от игрушек, заканчивая пальцами рук и даже ног.

Когда можно говорить, что у вашего ребенка неудовлетворен сосательный рефлекс:

Если ребенку не больше 1,5 лет. По нормам сосание пальцев длиться от полугода до 1,5 лет.
Малыш быстро ест, достаточно 5-10 минут. При искусственном кормлении проблема решается уменьшением дырочки в бутылочке. Но бывает, что ребенка сразу учили пить из ложки, и он просто не умеет сосать бутылочку. При грудном кормлении, проблема может заключаться, если у мамы слишком тугая грудь, а у ребенка слабые мышцы рта. Или молока много, и малыш не прилагает никаких усилий.

Если вышеописанное вам подходит, то можно применить следующее, чтобы удовлетворить рефлекс сосания:

Увеличьте время кормления грудью. Если ваш ребенок на грудном кормлении, не спишите. Пусть малыш побудет около груди 35-45 минут, даже если он засыпает и лишь изредка посасывает ее. Особенно важным будет этот совет для мам впервые месяцы жизни их крох.

Правильно подберите бутылочку. Бутылочка должна заканчиваться у ребенка через 15-20 и более минут. Выберите нужно отверстие в соске, которая должна подходить и по возрасту. Всю информацию производитель указывает на упаковке.

Приобретите пустышку. Можно долго спорить, следует, давать ребенку ее или нет. Если сосательный рефлекс неудовлетворен у ребенка, то лучше купить хорошую соску, чем провоцировать возникновение привычки сосать пальцы или других частей. Впоследствии, пустышку можно «подарить» младшему ребенку, а вот излюбленную часть тела для сосания «подарить» не выйдет.

Хочу уточнить, малыши до 1 года часто сосанием пальцев показывают свое желание кушать. Поэтому прежде чем ставить диагноз «неудовлетворенный сосательный рефлекс » понаблюдайте. Ребенок будет капризничать и плакать, когда будет пытаться сосать свою руку, ведь он ожидает молока оттуда. Это не перерастет во вредную привычку, если мама научиться реагировать и сразу кормить ребенка, а лучше не доводить до такого голодного состояния ребенка.

Также причиной может стать обычная скука. Мамы, которые проводят достаточно времени со своим ребенком, осыпает ласками, играет, берет на руки, то их малыш просто не успевает выделить время на сосание пальцев. Нет, конечно, он будет тащить в рот, но это будет выглядеть иначе. Ребенок притянул в рот предмет или пальчик лишь на пару секунд. Потом он вынимает их изо рта и начинает рассматривать. Снова пробует, по времени чуть дольше и снова смотрит. Такой порядок может повторяться ни один раз и к нему могут подключиться такие действия как: постукивание предметом по поверхности, бросать или трясти его. Так ребенок познает мир. Кроха, которая перестала совершать какие-либо действия, замерла, взгляд отсутствует и палец, или другой предмет, оказался во рту, следует отвлечь ребенка от своих мыслей, вот это может привести к вредной привычке.

Вредная привычка

Привычка – это действие, которое повторяется и приобретает характер потребности. Чтобы сформировать привычку, необходимо неоднократно совершить ряд действий, которые были бы приятными, и в будущем стало автоматическим и совершаемым без применения усилия. Например, вы замечаете, что вашего ребенка при просмотре телевизора так и манит положить пальчики в рот или когда бывает расстроенным. Или тяжело засыпает, не положив большой палец руки в рот.
Скорее всего, все началось все с того, что ребенок был перевозбужден перед сном, и невзначай притянул палец ко рту. Пальчик оказался теплым, и сосать его оказалось очень мило. Такие чувства приглянулись малышу, он смог успокоится и уснуть. Через пару дней все повторилось, малыш решил повторить «фокус» с пальчиком во рту. И таким образом сформировалась привычка, и даже когда ребенок спокоен, у него не прослеживается тревога, ему необходимо перед сном взять палец в рот. Только так он может уснуть.

Если ребенок испытывает стресс, негативные эмоции, испуг, такие привычки спешат на помощь ребенку, чтобы быстрее успокоить его и становясь универсальным решением.

Поэтому для родителей у которых ребенок находил в полном окружении заботы и любви, не испытывал стрессов все равно появилась эта вредная привычка имеющая общие корни с невротической привычкой. В первую очередь родители начинают поиски решения проблем в себе. Может нужно больше «работать над собой»? «Проблема сосательный рефлекс» до трех лет и проблемой назвать нельзя. Ребенок в этом видит много форм поведения окружающих его людей. Он начинает повторять что-то за любым из нас. Выбирает, то, что большего всего ему приятно и понятно. Этот тап развития закончиться и проблема сосания пальца закончиться вместе с ним.

Если понаблюдать за нами — взрослыми, мы все состоим из привычек: щелкать ручкой, когда думаем, наматывать прядь волос, крутить на пальце кольцо, ходить взад-вперед. Нам всем нужны действия, которые помогут нам, справится с той или иной проблемой. Сосание пальца у малыша, своего рода «палочка-выручалочка», которая поможет ему в неприятной ситуации. Надо понимать, что эта привычка помогает ему, так же как нам взрослым наши вредные привычки.

А отсюда можно сделать вывод, научите ребенка другому способу успокаивать себя и вас больше не будет раздражать «палец во рту». Не найдя альтернативы, не сможете вырвать с корнем проблему. Такая привычка либо возвратится в том же виде, либо обретет новую форму: грызть ногти, сосание губ или игрушки. Поэтому битва с привычками не должна включать запреты, горькие мази и воспитательные беседы. Они ничего не предлагают взамен.

Если сосание пальцев – это привычка вашего ребенка, то начать нужно со следующего:

Ловить такую привычку нужно в самом начале, прежде чем это войдет в естественный цикл у ребенка. Обратите внимание, при каких обстоятельствах ребенок тянет ручки ко рту, когда ему скучно, грустно или устал. Попробуйте предложить другой вариант. К примеру, массаж пальчиков перед сном. А если еще напевать песенку при этом действии, будет вдвойне полезнее. Игры с водой смогут правильно подействовать на ребенка. Стимулирующие действия от воды могут благоприятно подействовать не только на пальцы, но и на все тело. Составьте такой порядок действия перед уходом ко сну, что бы малыш мог максимально успокоиться без сосания пальца.

Ребенок неосознанно копирует действия окружающих его людей. Обратите внимание, кто среди ваших знакомых сосет пальцы. Может старшие дети, или взрослые в задумчивости, пусть не сам палец, а косточку фаланги пальца. Если образцом для подражания выбран взрослый, то процесс избавления от этой привычки придется начать с него. Старшие дети, сосущие пальцы, которым подражает младший — довольно сложная ситуация. Начать нужно с анализа своего времени, которое вы уделяете ребятишкам. Сколько из этого времени – позитивное. Но все это лучше проделать с психологом.

Если вы поймали ребенка на сосании пальца, постарайтесь отвлечь его по-умному, не акцентируя внимания на этом. Пригласите заняться его другим делом: потанцевать, поиграть в игры на развитие моторики, либо просто почитайте книгу. Ребенку скучно, сделайте все, чтобы отвлечь его от этого. А если малыш устал, тогда обнимите, приласкайте, хорошо подействует массаж ручек и ножек – пальчиковая гимнастика. Только не превратите все эти действия в рефлекс у ребенка на общение с вами. Нужно заниматься этими вещами всегда, а не только в момент начала сосания пальчика.

Неосознанная привычка может исчезнуть сама. Поэтому не делайте акцент, и уж тем более не кричите на ребенка. Постоянное одергивание малыша, удары по рукам, заматывание, все это войдет в другую привычку – привлечение вашего внимание, даже если оно негативное.

Психологическая проблема.

Один шаг отделяет вредную привычку от психологической проблемы. Случаи, когда можно предположить, что сосание пальца это психологическое неблагополучие:

У малыша был сильный стресс. Возможно смерть из близких или самого любимого домашнего животного, тяжелое заболевание, которое перенес ребенок или сильный испуг. Будьте начеку, ребенок может начать сосать палец гораздо позже всех этих перенесенных последствий.

Ребенок проживает семье, где происходят постоянно скандалы, выяснение отношений или наоборот «молчаливая война». Тут у взрослого сдадут нервы, не только у ребенка.

Появление братика или сестренки. Переезд в другой город. Это радостные события для взрослых, но для ребенка может быть истинным испытанием.

Ощущение ненужности может привести к проблемам в эмоциональном формировании. Это заметно по детям, которые не были нужными изначально. Отсутствие связи мамы с ребенком, нужного количества тепла и заботы, все это выльется не только в сосательный рефлекс, но и множество других психологических симптомов.

Вы сделали все, что было в ваших силах, уделяли достаточного внимания ребенка, отвлекали его, когда он тянул пальчики в рот, но он упорно продолжает сосать пальцы, это значит лишь одно, проблема куда глубже, чем нам кажется.

Сосательный рефлекс , как психологическая проблема редко бывает одним признаком. Если стресс был мощным, ребенок может потерять навыки, которые уже сформировал – самостоятельно кушать, использовать горшок, говорить. Здесь происходит регресс развития. Если атмосфера дома приятная, ребенка все поддерживают, то все будет хорошо и ребенок все вспомнит и научится. А если дома тяжелая обстановка, мама не проявляет тепла, уход за ребенком носит формальный характер (одет, сыт), то к сосательному рефлексу подключится целый «букет» других невротических расстройств. Малыш начинает показывать неадекватное поведение – паника, визг, агрессия. Подумайте об обращении к психологу, для каждого случая будут свои рекомендации.

Сосание пальца – это важный симптом, который показывает, что вашему ребенку необходима помощь. До 1 года будут действия, которые помогут удовлетворить сосательный рефлекс. До 3 лет поддержите ребенка, он могу устать, быть в тревоге, или начать скучать. Старше 3 лет ребенок сосущий палец имеет проблемы психологического характера.

Жизнь только что появившегося на свет существа определяют врожденные рефлексы. Рефлекс сосания (один из главных) заканчивает формирование уже в и остается основным на протяжении первого года жизни младенца. За счет него родившийся малыш утоляет голод и успокаивается, удовлетворяя основные биологические потребности — в питании, тепле и защите. Дети индивидуальны. И всё же выяснено, что в среднем в возрасте около 2,5 лет начинает постепенно угасать, полностью исчезая к 4-м годам.

С момента рождения до 1,5 лет ребенок проходит оральную (от англ. «оral » — рот) стадию психического развития. Во рту и вокруг губ в этот период сосредоточена основная зона получения удовольствия и приятных ощущений, которая позже поменяет свою «географию».

Роды — сильнейший стресс для единой системы «мать — дитя». Ребенок, оказавшийся вне материнского организма, пытается доступными ему способами воссоединиться с ним. такова, что большое количество нервных рецепторов, сигнализирующих мозгу о восстановлении единства с матерью, находится именно в ротовой полости. Кормление грудью — и есть способ воссоединения. Младенец ощущает себя и маму одним организмом, а мамину грудь — продолжением себя.

Материнская грудь — средство не только получения питания, но и ощущения безопасности. В числе 20 видов гормонов в материнском молоке содержатся эндорфины — гормоны умиротворения и радости. Дискомфорт от голода, отсутствия физического контакта или любого другого повода младенец снимает сосанием груди — так распорядилась природа. Доказано, что если кроха плачем зовет мать, а она долго не откликается, беспомощный человечек испытывает эмоции отчаяния, страха, «умирания». Вот почему так важно сохранять . В течение первого года формируется важнейшее психологическое образование — базовое доверие к миру через привязанность к матери, которая для него на этом этапе и есть весь мир.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?

Каждая ступень развития живого организма должна пройти по законам природы, без вмешательства в естественный ход и последовательно смениться следующим периодом.

Стадия активности сосательного рефлекса должна быть пройдена без помех и до конца, что всецело зависит от правильного поведения родителей. Если этап орального развития проходит с отклонениями: искусственное вскармливание, преждевременное отлучение от груди, замена её пустышкой — есть опасность «застревания» на нём, так называемая фиксация тех действий, которые характерны для этого периода развития. Человек в ситуации тревоги, растерянности, слабости как бы впадает в детство, в тот период, в котором была получена психическая травма.

Дети рождаются с определенными базовыми навыками, которые помогают им выживать, набираться сил и развиваться. Сосательный рефлекс у новорожденных это один из важнейших, заложенных природой инстинктов. Именно наличие или отсутствие сосательного рефлекса отвечает за своевременное и полноценное развитие новорожденного.

Отсутствие сосательного навыка у детей не позволяет им принимать пищу. Даже если влить молоко в ротик младенца, он не сможет его сглотнуть. Таких детей кормят зондально или внутривенно и жизнь их зависит от того сможет эта привычка в дальнейшем развиться или нет.

Наличие рефлекса свидетельствует о здоровье малыша и его центральной нервной системы. Ослабление навыка обычно связано с неправильными действиями мамы или приобретенными заболеваниями.
О том, как проверить наличие инстинкта удовлетворения голода, как его развивать и почему он отсутствует или ослабевает, поговорим более подробно в данной статье.

Формирование сосательного рефлекса

Формирование сосательного рефлекса у новорожденного происходит внутриутробно. Новорожденный малыш готов сосать грудь мамы или бутылочку, его этот процесс не только насыщает, но и успокаивает.

Кстати, именно поэтому многие малыши сосут пальчики, кулачки или пустышки. Если у ребенка отсутствует данный природный навык полностью, то, к сожалению, развить его невозможно. Исключения составляют недоношенные дети, у которых в силу слишком раннего появления на свет, могла просто недосформироваться данная привычка. Обычно через определенный промежуток времени происходит восстановление сосательного рефлекса.

У здорового новорождённого данный навык ярко выражен при рождении и сохраняет высокую активность до года. Угасание сосательного рефлекса происходит к 3-4 годам.

При рождении врачи первым делом оценивают наличие и степень данной врожденной привычки. Для этого необходимо просто дотронуться к щечке или к губкам ребенка. Если рефлекс повышен, то грудничок сразу начнет причмокивать, как бы имитирую сосание. При отсутствии реакции на такой раздражитель ребенку вводится пальчик в рот, чтобы оценить сосательный навык. Если малыш реагирует вяло и неактивно, то это свидетельствует о слабом навыке, что будет препятствовать необходимому поглощению пищи и набору веса, все это повлечет общее недоразвитие как физических, так и психосоматических показателей.
При слабом сосании принимается ряд мер для разработки навыка.

Почему рефлекс отсутствует или очень слабый?

Отсутствующий или слабый сосательный рефлекс это серьезный повод для беспокойства взрослых. И в первом и во втором случае необходима врачебная помощь.

Сосательный рефлекс у недоношенных может полностью отсутствовать или быть слабо выраженным. Когда отсутствие сформированной привычки обусловлено лишь недоношенностью ребенка, связанную с его ранним появлением на свет, то его можно приобрести, набрав необходимый вес и чуть-чуть подрастив малыша. Все это время новорожденный будет находиться в больнице, а питание ему будет доставляться зондом прямо в пищевод или внутривенно с помощью инъекций. Если привычка отсутствует в силу поражения центральной нервной системы, то, к сожалению, помочь малышу очень трудно, а порой и просто невозможно.

У своевременно рожденных малышей ослабленный навык может быть врожденным или приобретенным по одной из указанных ниже причин:

  1. Скованность лицевых нервов, которые не позволяют малышу производить сосательные и глотательные движения.
  2. Заболевания соматического характера.
  3. Умственная отсталость в высокой степени.
  4. Недоразвитая или очень слабая мышечная система, находящаяся вокруг рта и двигающая язык.
  5. Приобретенные простудные заболевания, влекущие насморк и отеки, а также стоматит, который вызывает крайне болезненные ощущения у ребенка при сосании.

Неудобные для захвата и сосания соски, также могут ослабить сосательный рефлекс малыша. Если ему приходится очень много прикладывать усилий для добывания молока из груди мамы, то он может просто засыпать от усталости во время кормления, а постепенно выработает привычку постоянного недоедания, что скажется на наборе веса, формировании мышечной системы и общем развитии ребенка.

Восстанавливаем рефлекс

Выявленный слабый рефлекс при рождении не позволит мамочке с малышом вовремя попасть домой, так как врачи будут устранять причины ослабленной привычки. Выписка будет возможна только после восстановления функции.

Если сосательный рефлекс был ослаблен уже в процессе жизнедеятельности малыша, то первое действие матери это обращение к врачу педиатру и неврологу. Только после их консультаций и рекомендаций следует устранять причину.

Ослабление сосательной функции происходит на фоне одной из вышеперечисленных причин. Рефлекс можно улучшить, если подойти к этому ответственно и системно. В большинстве случаев ослабленная функция восстанавливается при помощи организации более частого кормления. При грудном вскармливании, возможно, понадобиться сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Дополнительным методом развития рефлекса может стать прописанный массаж лицевых мышц. Доктор должен научить маму правильным массажным движениям, которые она будет регулярно производить на лице малыша.

Важно не только обучать малыша заново навыку, но и следить за динамикой развития. Самолечение в этом случае категорически запрещено, а во время восстановления функции обязательно регулярно консультироваться с врачом до того момента пока не закончится проблема.

Неудовлетворенный сосательный рефлекс может приводить к атрофированию функции, поэтому очень важно кормить грудничка, если он нагрудном вскармливании, по требованию. Новорожденных на искусственном вскармливании следует кормить из бутылочки с небольшим отверстием, чтобы он принимали пищу не меньше 15-20 минут. Положительно для поддержания и развития сосательного рефлекса действует соска.

Здоровье ребенка формируется целым рядом причин, как внешнего, так и внутреннего порядка. Сохранение необходимого баланса ложится полностью на плечи родителей, именно от них зависит, как будет расти, и формироваться ребенок, насколько здоровым и полноценным будет его будущее.

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов - поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить - Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные - и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»