Биологическая связь между матерью и ребенком. На что влияет эмоциональная связь? Узы с новорожденным
Все знают, что ребенок, находясь в утробе матери, связан с ней посредством пуповины, а благодаря аппаратам УЗИ это можно даже увидеть собственными глазами. Вот только не многие, увы, понимают, что после того как пуповина отрезана, связь между матерью и ребенком по прежнему остается. Правда, незримая. Но оттого, что эту связь нельзя увидеть, она не становится менее значимой.
Двое в одном
Все начинается с того, что новая жизнь по законам природы зарождается в организме женщины. Это явление закономерное и в то же время удивительное. Согласитесь, это, по сути, обыкновенное чудо, когда в одном человеке вдруг начинают жить двое.
На период беременности у мамы и ребенка единым для двоих оказывается очень многое: кровообращение, нервная и эндокринная системы, система дыхания, обменные процессы. Организм матери выводит все продукты жизнедеятельности плода, выполняя для него функцию почек и пищеварительного тракта. Через материнский организм ребенок обеспечен кислородом, белками, жирами,углеводами, витаминами, минеральными и всеми другими жизненно важными веществами. У мамы и плода один на двоих общий иммунитет. А какие сильные эмоциональные, психологические и энергетические связи устанавливаются между
мамой и малышом в период беременности!
В таком неразрывном единстве «двое в одном» мама и малыш проводят 9 месяцев .
Вдумайтесь, как это долго! Это 40 недель!! Целых 280 дней!!! Естественно, за это время у мамы и малыша возникает не просто физическое единство, но и привычка быть связанными в одно целое, и огромная потребность в этой неразрывности. Неужели весь этот комплекс взаимосвязей может исчезнуть в один миг, благодаря только тому, что во время родов отрезают связующую маму с малышом пуповину?! Разумеется, нет.
Двое как один
В долгожданный и счастливый момент рождения происходит еще одно обыкновенноечудо, когда связанные до этого воедино мама и малыш разъединяются, и жизнь внутри жизни превращается в отдельную жизнь новорожденного ребенка. Задумывались ли вы, что фраза «малыш родился» отражает не начало жизни малыша как таковой (ведь начало было в утробе), а именно начало его другой жизни, отдельной. Однако, несмотря на это, привязанности, сформировавшиеся за 9 месяцев внутриутробной жизни , заставляют малыша по-прежнему жаждать присутствия мамы, ожидать ее заботы, искать в ней защищенности, требовать, чтобы она его обеспечивала всем жизненно необходимым. Новорожденный хоть и может уже существовать вне организма мамы, но тем не менее без мамы существовать еще не может. Это ощущение и лежит в основе привязанности малыша к матери, которая сохраняется после рождения. А еще не забывайте, что сохраняется эмоциональная близость мамы с новорожденным, их психологическая и энергетическая взаимосвязь. Все это и есть составляющие той самой незримой пуповины. Вот так и получается, что мама и малыш после рождения снова неразделимы. Правда, в новом качестве - двое как один.
Возьмем, к примеру, животных…
Есть такой специальный термин «импринтинг», которым называют процессвзаимосвязи матери и новорожденного в животном мире, а именно то, что самки не расстаются со своими детенышами после родов. И не просто не расстаются, а находятся в тесном (в буквальном смысле этого слова) контакте: прижимают, согревают, вылизывают, «окутывают» собой и почти сразу после родов кормят молоком.
Оказывается, инстинкт подсказывает животным на 100% верное решение. В результате ряда экспериментов над животными ученые обнаружили, что искусственное удаление детеныша от матери очень вредно (даже, можно сказать, пагубно!) влияет на его развитие, в том числе может привести к каким-либо отклонениям в психике.
Напрашивается закономерный вопрос: почему, говоря об импринтинге, упоминают только животных? Причем самых разных животных: обезьян, собак, птиц, львов, лисиц, волков и даже рыб… А что же люди? Почему понятие «импринтинг» не характерно для них? Почему все активно обсуждают проблему освобождения мамы (с помощью искусственного вскармливания и нянь) от необходимости быть рядом с ребенком круглосуточно? Почему для женщин привязанность к ребенку становится обузой, а для самок нет? Может быть, потому что животные действуют инстинктивно, а люди склонны порассуждать: «Это хочу, этого не хочу. Так мне удобно, а так - не удобно».
Животные ближе к природе, и законы природы подталкивают их к импринтингу. Понаблюдайте за своими домашними питомцами. Котами, например. Что вы чувствуете, глядя на кошку с котятами? Разве их образ не вызывает ощущение полной гармонии, без каких-либо дополнительных научных обоснований этого явления? Так может, стоит в этом вопросе просто брать пример с животных?!
Все по науке
Послеродовой период и для мамы, и для младенца называют для обоих периодом биологически обостренной чувствительности восприятия. Это и понятно, ведь во время беременности их биологические ритмы были синхронизированы, созвучны. Мама откликалась на действия ребенка, ребенок - на действия мамы. Момент рождения нарушает привычный ход этих ритмов. И в первую очередь это шок для новорожденного, в результате чего он оказывается в разбалансированном состоянии. Восстановить утраченный баланс помогает присутствие рядом мамы. Именно мама может помочь младенцу преодолеть так называемый «стресс рождения» и вернуть его в состояние гармонии. Ученые сравнивают роль матери в этом процессе с действием магнита, приводящего к упорядочиванию железных стружек, рассыпанных на поверхности.
Многие специалисты, исследовавшие проблему взаимосвязи мамы и младенца, сходятся в том, что можно выделить 3 этапа такой взаимосвязи:
- Первые 2 часа жизни ребенка (первичные узы).
- 24 часа после родов (вторичные узы).
- 9 месяцев после родов (третичные узы).
Первичные узы
Это бесспорно, самый значимый период для новорожденного. Он наиболее благоприятен для полной нейтрализации родового стресса. Что важно на этом этапе?
Во-первых, ощущение материнского тепла, которое помогает поддерживать оптимальную температуру для ребенка. Во-вторых, первое прикосновение друг к другу. Вот почему сразу после рождения нужно положить ребенка на живот матери, дать ему материнскую грудь . При первом кормлении связь, нарушенная обрезанием пуповины, мгновенно восстанавливается. Ребенок, как и в утробе, чувствует колоссальную защиту - на эмоциональном уровне, на психологическом и биологическом, впитывая с материнским молоком, как и через пуповину, все, что ему необходимо для жизни. Я уже не говорю о том, как важно это первое кормление для здоровья матери. Стимулирование во время кормления соска вызывает выработку гормона, активизирующего сокращение матки, что снижает вероятность послеродовых осложнений и ускоряет появление молока. В природе все целесообразно.
В этот период устанавливается первый внешний контакт. Нужно смотреть друг другу в глаза, не забывая только, что новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-25 см, что, кстати, соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Нужно говорить с новорожденным. Доказано, что при звуках материнского голоса ребенок сразу успокаивается. И конечно, на этом этапе важно проявление любви и нежности. Нужно поглаживать, ласкать все тельце ребенка, осторожно касаясь его одними кончиками пальцев. Проявление любви и нежности, кроме удовольствия, приносит малышу неоценимую пользу. В первые минуты после рождения ребенок приспосабливается дышать воздухом, и лаская его кожу, где много нервных окончаний, мы стимулируем процесс дыхания.
Вторичные узы
На этом этапе огромное значение приобретает непосредственная (неразлучная) близость мамы и ребенка. В первые 24 часа у матери и новорожденного происходит установление всех взаимосвязей в новых, пока непривычных для обоих условиях сосуществования.
Раньше говорили: «Не берите ребенка на руки!» Сейчас разрешают: «Берите!» Раньше утверждали: «Ребенок должен спать в отдельной кроватке!» Сейчас твердят: «Пусть ребенок спит с мамой, рядом с ней, чувствуя ее тепло и дыхание».
Именно для того, чтобы обеспечить возможность нахождения мамы и ребенка вместе, в роддомах сейчас организуют палаты матери и ребенка. Новорожденному комфортнее не с чужим человеком, пусть даже и имеющим медицинское образование, а с родным, с мамой.
Третичные узы
На этом этапе самые главные требования для полноценного и гармоничного развития малыша - это покой, защищенность и чувство дома. Поэтому чем меньше будет срок пребывания мамы и ребенка в роддоме, тем лучше. В принципе, сейчас и не стараются держать в роддоме долго, как раньше.
Попав с малышом домой, мамы не должны забывать, что материнство их только начинается. Не нужно считать, что теперь, дома, можно положиться на помощь близких, и меньше времени уделять малышу. Малышу нужна именно МАМА. Незримая пуповина связывает вас сильнее, чем вы думаете.
Этап третичных уз самый долгий. Он длится примерно 9 месяцев. Ровно как и беременность . Совпадение этих двух периодов по продолжительности, конечно, не случайно. Сколько времени существовали мама и ребенок как «два в одном», столько же времени необходимо, чтобы привыкнуть к новым условиям существования - «двое как один».
Мама – самое важное, что может быть в жизни ребенка. И не только потому, что она заботится о малыше. Благодаря маме младенец развивается, познает мир. Связь с мамой – все, что есть у грудничка. А значит, эта связь должна быть прочной и безопасной.
Отношения между матерью и ребенком очень точно описывает фраза: «Возможно, в этом мире ты лишь человек, но для кого-то ты – весь мир». Для грудного младенца вселенная начинается с мамы – ведь ничего другого он пока не знает. В два с половиной месяца физическая взаимосвязь с мамой равна эмоциональной: мамины объятия не только дают ребенку ощущение безопасности и покоя, но и укрепляют иммунитет.
Наблюдая за мамой, младенец учится выражать эмоции; слушая мамину речь, он старается воспроизводить звуки. Неправда, что совсем маленькие дети ничего не понимают: даже если смысл ваших слов пока им неясен, они отлично поймут интонацию. Регулярно разговаривайте с ребенком, но не сюсюкайте: пусть малыш с рождения слышит правильную речь.
Многие мамы стремятся как можно скорее вернуться на работу. Разумеется, этому могут быть вполне объективные материальные и бытовые причины, но все же, если ситуация позволяет, не стоит спешить выходить из декрета. Хотя, разумеется, это не значит, что надо проводить с малышом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Все-таки быть мамой – не только удовольствие, но и очень тяжелый труд. Вам необходим отдых, смена обстановки, так что лучше время от времени все же выбираться куда-то, передав ребенка няне или родным.
От того, как малыш взаимодействует с мамой, начиная с самого раннего детства, зависит, насколько активно и гармонично он будет развиваться и как относиться к жизни и другим людям. Помните: дети растут очень быстро, все трудности, без которых не обходятся первые месяцы жизни ребенка, скоро закончатся – а ваша связь, заботливые и доверительные отношения останутся.
Пока ребенок находится в утробе матери, он является ее неотъемлемой частью. Но на самом деле, когда он приобретает индивидуальность формы и поведения, они становятся еще ближе. Новорожденный наделен всем необходимым для того, чтобы выжить, но это срабатывает при условии, если он будет находиться в непосредственной близости с матерью.
При отсутствии опыта ребенок не может объяснить многого в нашей полной приключений жизни. Он нуждается в пище, в тепле, в отдыхе и в безопасности общения с другими людьми. Его восприятие людей и вещей является скорее проницательным - посредством ощущений, прикосновений, слуха, зрения, вкуса и обоняния. С самого момента рождения для выживания он нуждается в защите от вредных воздействий и в безопасности - в самом широком смысле этого слова. В поисках этой безопасности новорожденный ребенок обращается к матери.
Узы с новорожденным
Связь устанавливается уже с того момента, как мать протягивает руки, чтобы помочь своему ребенку выйти на свет. Часто, когда глаза ребенка открыты, они встречаются с глазами матери, одновременно происходит и визуальный контакт.
В идеале отец и новорожденный также устанавливают контакт в момент рождения. Отец может положить руки под ребенка и поднести его к матери. Младенец немедленно прикладывается к груди матери. После того, как прекращается пульсация в пуповине, отец перерезает пуповину. О, это символический акт! Затем, чтобы не прерывать связующую нить, отец может продолжать держать руки на своем сыне или дочери под одеялом, которым накрыты оба - ребенок и мать. Тепло материнского тела поддерживает оптимальную температуру для ребенка.
Оценки по шкале Апгар проводится через пять секунд после рождения и еще раз через пять минут - и все это без перемещения ребенка от матери, впрочем, так же как и другие медицинские осмотры. Единственное их разъединение, когда ребенка обмывают теплой водой от крови и мекония, и взвешивают, нужно производить не ранее, чем через двадцать-тридцать минут. Вся первородная сыровидная смазка остается на ребенке, который и в этом случае должен быть возвращен матери как можно быстрее. Закапывание в глаза ребенка нитрата серебра или другого альтернативного препарата лучше отложить на несколько часов, чтобы не прерывать визуальный контакт.
Определение связи. Клаус и Кеннелл в их классической книге об узах между детьми и родителями отмечают особо значимый период времени, следующий сразу же за рождением, во время которого возникает взаимосвязь. Связь между родителями и новорожденным очень глубока и стремится продолжаться всю жизнь. Это рефлекс, который свойственен и многим другим животным. Замечено, что наиболее благоприятный период для установления связи - это первые два часа жизни ребенка (первичные узы). Следующие, не менее значимые двадцать четыре часа называются вторичными узами. Фактически период тесной взаимосвязи ребенка и родителей продолжается и позже до исполнения ребенку девяти месяцев (третичные узы).
Очень трудно всесторонне, всеобъемлюще описать физические, физиологические и психологические аспекты этой связи, но вот некоторые из ее характеристик:
1) взаимосвязь устанавливается между новорожденным и непосредственным окружением, в котором он родился (обычно между ним и матерью);
2) взаимосвязь осуществляется за счет пяти чувств - слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния;
3) для младенца взаимосвязь с матерью оказывается наиболее необходимой и важной в первые несколько минут, следующие прямо за рождением;
4) взаимосвязь проявляется во всех отношениях не только в первые сутки жизни ребенка, но и в течение последующих девяти месяцев;
5) воздействие взаимосвязи влияет на всю последующую жизнь ребенка; первичная взаимосвязь является результатом особых отношений, которые складываются между новорожденным и родителями в период, непосредственно следующий за рождением, способом, который запрограммирован генетически и инстинктивно; взаимосвязь устанавливается непосредственно прикосновением к ребенку, разговором с ним, поглаживанием, кормлением грудью , вкусами, запахами и т.д. Многие дети начинают сосать грудь даже до того, как перерезана пуповина.
В мире животных для описания этого процесса существует термин "импринтинг". Чем больше животное идет против инстинктов и генетической программы, тем более из ряда вон выходящим является его поведение, когда оно взрослеет. Так почему мы удивляемся, когда сталкиваемся с некоторыми проблемами наших молодых людей, ведь среди них встречаются очень многие, чей опыт рождения и установления взаимосвязи с родителями является насилием над их генетической программой и инстинктами. Разве в наших больницах очень часто не стремятся сделать противоположное тому, что советует Маргрет Риббл - разъединяют мать и новорожденного и тем самым только уменьшают потенциал ребенка? Я здесь не говорю о тех крайних, и в общем-то нетипичных случаях разделения, когда дети удаляются от матерей на несколько месяцев. Нет, я говорю о том, что повсеместно происходит в роддомах нашей и западных стран. Образец отношений, установленных в роддоме, затем продолжается дома. Младенец лежит изолированным в детской кроватке, пока его мать выполняет домашнюю работу. Между тем Харлоу и Висконсин в работах с приматами выявили, насколько важным может быть нахождение у материнской груди. Ученые обнаружили, что удаление детеныша обезьяны на долгий срок от матери пагубно влияет на развитие его способностей, способствует возникновению отклонений в психике.
А как насчет эффекта импринтинга, которое Несс описал в отношении детей человека? Разве нам недостаточно того, что мы узнаем об импринтинге из работ Конрада Лоренса, разве не убедительны его доказательства важности раннего непосредственного телесного контакта матери и ребенка и его продолжения? Джейм Кларк пишет о здоровых отношениях в первобытных племенах, где забота о новорожденном ребенке имела естественное продолжение. Редко встречаются люди, разводящие животных, которые поощряли бы раннее разделение новорожденного и матери. Те, кто разводит собак и заинтересован в темпераменте подрастающего поколения, придают особое значение близости матери и детеныша и не отделяют щенков от самки до достижения семи недель. Обширную информацию об этом можно найти в трудах Кларенса Пфаффенбергера, Джона Пола Скотта и Джона И. Фуллера, к примеру, в их книге "Генетика и поведение собак". Маргрет Мид сообщает много интересного о так называемых малоцивилизованных странах, о том, какие там наблюдаются отличия от Соединенных Штатов в практике раннего воспитания ребенка. Обо всем этом следует поговорить с будущими родителями, когда будут обсуждаться потенциальные возможности новорожденного.
Из сказанного в книге "Рождение ребенка: социальные и психологические эффекты" (вышедшей под редакцией Стефана А. Ричардсона и Алана Ф. Гутмачера) становится очевидным, что культурные, социальные и психологические факторы значительно влияют на течение беременности, на рождение и на результат. Результат - это, конечно же, качество ребенка. Доктор Норман Моррис, профессор акушерства из Лондонского университета, на симпозиуме в Нью-Йоркском Центре Ассоциации материнства заявил, что если бы мы целенаправленно использовали время беременности для изучения развития новорожденного и правильного планирования будущей семейной жизни, то последствия этого для нашего общества были бы неоценимыми.
Многое в будущем новорожденного зависит от позиции и отношения к нему родителей, начиная с момента рождения, первых контактов и грудного вскармливания. Все это, несомненно, важно для роста и развития ребенка. Однако у нас очень часто игнорируют работы известных исследователей, таких, как Конрад Лоренс (Австрия) или Гарри Харлоу из университета Висконсин. Да, мы многое узнали об импринтинге у обезьян, собак, птиц и даже рыб, но что нам известно об импринтинге у новорожденного человека? Скажите, кому-нибудь из разводящих животных когда-либо приходит в голову мысль о том, чтобы отобрать новорожденного от матери? Только среди людей это делается. А разве не может быть такого, что некоторые из наших социальных болезней берут начало именно из-за отсутствия импринтинга у человека в течение первых нескольких месяцев жизни? Мы живем в обществе, которое ищет ответы на вопросы о причинах напряжения, беспокойства и депрессии, о причинах неспособности родителей и детей общаться друг с другом. Может быть, не следует высокомерно игнорировать так называемые малоцивилизованные народности, которые оказались способными воспитывать детей с низким уровнем агрессии, ненависти: конкуренции. В этих, на мой взгляд очень здоровых обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А если к этому еще добавить тот факт, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей , то уже не остается сомнений в том, что в развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и установления связей с родителями.
У макаки резус, разделенной с матерью с рождения, позже обнаружились различные степени эмоционального расстройства. Причины и следствия здесь очевидны. Один фермер отказался продавать трехдневного теленка только потому, что животное не было вскормлено в течение первых четырех часов жизни, и фермер был не уверен, что теленок выживет, несмотря на то, что тот казался абсолютно здоровым. И, действительно, животные в таких случаях часто погибают - то ли из-за недостатка импринтинга с матерью, то ли из-за недостатка молозива с его антителами. Возможно, что существует реальная связь и между неожиданной смертью младенцев и отсутствием их контактов с матерью. Статистические отчеты роддомов также подтверждают эту мысль, они отражают зависимость неожиданных смертей от отсутствия грудного вскармливания. Но, говоря это, я имею в виду грудное вскармливание , начинающееся с самого момента рождения, а не то, что принято в нашем обществе.
Взаимосвязь матери и ребенка при вагинальных родах в роддоме. Необходимо, чтобы сторонниками установления взаимосвязи между матерью и ребенком сразу же после родов был весь персонал роддома, начиная от администрации и заканчивая санитарками, чтобы все прониклись этой философией. Акушер, наблюдающий за женщиной, особенно должен понимать, насколько это важно. Медсестры, кстати, тоже не должны суетиться и ухаживать за младенцем сами. Врач должен сделать осуществление взаимосвязи главным приоритетом для каждого младенца, которому он помогает при рождении. Если все эти условия будут выполняться, при таком типе взаимодействия взаимосвязь в роддоме может установиться даже более полно, чем при рождении дома, особенно когда супружеская пара сама не понимает важности установления неразрывных уз.
Взаимосвязь при кесаревом сечении . Очень важно, чтобы пациентки после кесарева отделения знали, что они смогут полноценно кормить грудью и что в других отношениях их ребенок также не будет обделен. Если при кесаревом сечении использовалась местная анестезия, то ребенка необходимо немедленно после извлечения передать матери, чтобы она коснулась его, поговорила с ним, чтобы между ними установился зрительный контакт. Затем, пока о матери заботятся врачи, ребенка отдают отцу для продолжения установления контакта. Отец должен расстегнуть рубашку и прижать к себе голое тельце ребенка, сверху на них следует набросить одеяло. Ребенок остается в руках отца до тех пор, пока в родильной комнате не появится мать.
Установление взаимосвязи с ребенком, рожденным преждевременно . Для недоношенного ребенка установление контактов тоже очень важно. Родители должны иметь доступ в детское отделение интенсивной терапии и, если это реально, время от времени держать ребенка на руках. Общаться с ребенком необходимо так часто, как только возможно, пока он не станет, достаточно крепким для отправки домой. Мать может сцеживать грудное молоко для увеличения количества молока, а как только ребенок будет готов принимать пищу, она должна быть немедленно допущена в детскую, чтобы покормить его.
Связь новорожденного с братьями и сестрами. Как было замечено ранее, связь ребенка с родными братьями и сестрами может быть установлена до рождения. Дети могут сопровождать мать в дородовых визитах к врачу, посещать больницу и т.д. Братья и сестры могут разговаривать с плодом до рождения, т.е. начинать общаться с ним задолго до появления младенца на свет.
Если дети не присутствуют при рождении, то им следует быть в непосредственной близости, чтобы они могли в течение уже первых десяти минут после рождения их нового брата или сестры пообщаться с ним или с ней: поговорить, прикоснуться, взглянуть в глаза.
Этот изумительный новорожденный
Слишком долго считалось, что новорожденный не способен чувствовать боль, видеть, различать звуки и запоминать то, что происходило с ним во время рождения и в первые дни жизни. Держа за ножки, новорожденного хлопали, затем взвешивали, измеряли, прикрепляли ярлычок, заворачивали в одеяло и отсылали в изолированную кроватку общей детской.
Последние научные исследования показали, что новорожденный -- такой же способный молодой организм, как и любой другой в животном мире. Один из экспертов неонатологии заявил, что "Новорожденные в первые дни жизни обучаются лучше, чем когда-либо". Они могут повернуться по направлению к звуку, будучи несколько секунд от роду, младенцы могут вращать не только глазами, но и головой в том случае, если желают увидеть то, что слышат.
Новорожденные не только двигают головой и глазами, но если держать их над столом, опираясь на ступни, они начинают имитировать хождение (через несколько дней эта способность исчезает, а затем появляется снова спустя несколько недель). Новорожденный может достать, толкнуть или схватить какую-нибудь вещь.
Проведенные исследования также показывают, что в возрасте меньше, чем неделя, младенцы отлично определяют цвет и форму предметов. Они могут имитировать выражение лица других людей. Например, если мать показывает язык, ребенок высунет свой. Если она моргает ресницами, он моргнет в ответ. Если мать открывает и закрывает рот, ребенок синхронно будет делать то же самое.
Новорожденный уже знает голос матери и отца. Помещенный сразу же после рождения на живот матери, он поворачивает голову и пытается делать плавательные движения по направлению ее голоса. Новорожденный не только видит родителей, он учится узнавать черты их лиц и в течение нескольких дней может просто отворачиваться от незнакомых.
Все инстинкты в ребенке генетически заложены с таким расчетом, что от момента зачатия до девятимесячного возраста он будет пребывать в теснейшем контакте с матерью. Так что укоренившаяся традиция удалять новорожденного от матери, якобы для того, чтобы сохранить его в тепле, завертывая в одеяло, противоречит его интересам. Кожа матери - наилучший термостат, поддерживающий нужную температуру. Одеяло только мешает ребенку, лишает его чувства безопасности, которое он ощущает при контакте с матерью "тело к телу". Поверьте, в течение первых двадцати четырех часов для ребенка не может быть ничего лучше контакта с обнаженным телом матери. Что может соперничать в чувстве безопасности для младенца с возможностью быть рядом с родителями, проводить с ними дневное время и прижиматься к матери или отцу ночью.
Ашлей Монтегю подчеркнул важность соприкосновений младенца с родителями, утверждая, что дети, которые недополучают этого, оказываются не в состоянии преуспевать физически, умственно и эмоционально. Джейнов также пишет:
"С момента рождения, в течение всего первого года жизни младенец должен общаться со своими родителями как можно чаще. Чем ближе к непосредственному моменту рождения, тем больше травма, когда этого нет. Если ребенок оставлен без физического контакта с матерью в течение первых минут, а тем более часов жизни, это может необратимо тяжело сказаться в течение всей его жизни, обернуться болью и напряжением. Хочу сказать, что по моему разумению, ребенок в первые дни жизни должен спать вместе с родителями, а не в отдельной кроватке. Только после нескольких месяцев жизни у ребенка начинает сохраняться чувство безопасности, когда мать, к примеру, выходит в магазин."
Эти факторы являются настолько важными для полноценного развития физического, умственного и эмоционального потенциала новорожденного, что им необходимо уделять особое внимание во время беременности и даже до нее. Необходимую информацию можно найти в книгах: "Пренатальные влияния" и "Наследственность человека" Монтегю, "Смысл жизни" доктора В. Кода Мартина и "Связь родителей с младенцем" Клауса и Кеннелл. Мария
Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.
От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.
Самые сложные случаи патологии личности возникают из-за поломок в системе взаимодействия «мать-ребёнок» на ранних стадиях развития. Как утверждала Маргарет Малер, корни наиболее тяжёлых психозов у детей растут из второй половины первого года и на втором году жизни.
Фазы развития личности в раннем возрасте
С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?
Аутическая фаза
Её время – первый месяц жизни. Новорожденный младенец реагирует только интуитивно. Маме достаётся в это время роль «внешнего исполнительного Я» малыша. Она должна обеспечить ему помощь в отправлении физиологических механизмов.
Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.
Симбиотическая фаза
Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.
Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.
Что процесс пошёл, мать узнаёт по появлению улыбки на лице младенца и развитию «комплекса оживления», когда она к нему подходит. Симбиотическая фаза длится до 5-6 месяцев. Крайне важная фаза, о которой наша статья.
Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида
Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.
Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка
1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.
2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.
Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.
Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?
- Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
- Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
- И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.
Фаза сепарации-индивидуализации
Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:
- Дифференциация (от 5-6 до 10 месяца жизни) – нарастание интереса малыша к окружающему миру.
- Упражнение (от 10 до 15 месяца жизни) – освоение ходьбы и рост любопытства. Хотя малыш физически отделён от матери двигательной активностью, но ему ещё необходима её поддержка. Мама подпитывает ребёнка эмоционально, когда он устал или испытывает упадок сил.
- Восстановление (от 16 по 24 месяц жизни) – кризис второго года жизни. Малыш одновременно хочет и с мамой быть, и без неё. Такие внутренние противоречия, которые он должен преодолеть. Интенсивность противоречивости потихоньку убывает, у ребёнка формируется более реалистичное восприятие себя и увеличивается автономия.
- Кризис «Я сам» (между 24 и 30 месяцами жизни) – всем известный кризис третьего года жизни. Нарастание самостоятельности.
Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.
Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.