Аозай - вьетнамский национальный костюм. Вьетнам

История костюмаИСТОРИЯ
КОСТЮМА
Вьетнамский костюм - совокупность национальных костюмов народов,
населяющих Вьетнам, а также современная одежда, которую носят его
жители.
До династии Нгуен знатные вьетнамцы носили адаптированную китайскую
одежду, а простолюдины - собственно вьетнамскую, причём в
Средневековье одежда была очень важным социальным маркером,
существовали строгие правила, регламентировавшие костюм. Простолюдинам
было запрещено носить яркие цвета, в некоторые периоды разрешались
только чёрный, коричневый и белый цвета. Монархи могли носить
запрещённые остальным слоям населения золотые одежды, а знать -
красные и багряные. Фасоны и цвета одеяний зависели от текущей даты и
положения носителя.
Крестьяне одевались в пижамообразные шёлковые костюмы, называемые на
севере аокань (áo cánh), а на юге - аобаба (áo bà ba). Обычные головные
уборы крестьян - обёрнутая вокруг головы полоска парчи «кхандонг» (khăn
đống) и «нонла» - вьетнамский вариант конической азиатской шляпы. Обуви
простые вьетнамцы часто не носили, на праздники надевали сандалии из
бамбука. Знатные жители столицы Хюэ носили башмаки, их простолюдинам
надевать было также запрещено.

Аотытхан

АОТЫТХАН
Аотытхан, «платье из четырёх частей», вместе с майкойпередником йем (yếm), носили простые женщины.
Аотытхан отличается от аозая тем, что у него отсутствует
горловина, туника просто накидывается на плечи.
Император Минь Манг предписал женщинам также
носить штаны, хотя с окончанием его правления женщины
вновь вернулись к юбкам. В правление Зя Лонга
аотытхан превратился в аонгутхан (áo ngũ thân), «платье
из пяти частей». Пятая вставка располагалась спереди, на
ней располагались пуговицы. Застегнув все, носящий
превращал аонгутхан в подобие аозая, а застегнув только
нижние пуговицы, в аотытхан.

Йем

ЙЕМ
Неизвестно, когда точно появился передник «йем»
(вьетн. yếm), однако во время правления династии
Ли (XII век) считался нижним бельём. Йем - это
четырёхугольный кусок ткани с завязками на шее и
боковинах. Его надевали под аотытхан или аозай,
причём для праздников предназначался особый,
разноцветный йем, а для работы - белый или
серый.

АОЗАЙ

Аозай – национальный женский вьетнамский костюм, представляющий собой
длинное платье с двумя разрезами, одетое поверх штанов. История аозай
берет начало в 1744 году, король Ву Выонг Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским
влиянием в культуре, придумал национальный вьетнамский костюм, состоящий
из платья с четырьмя полами, а также из брюк (до этого во Вьетнаме было
принято носить юбки). В то время аозай носили не только женщины, но и
мужчины (в наше время мужчины очень редко надевают аозай, как правило,
только на важных церемониях). В начале 19-го века у него появилась пятая
пола. Начиная с 1930-х годов под влиянием западной культуры женский аозай
начал стремительно меняться: чтобы подчеркнуть грудь,были убраны пуговицы
спереди и появилась застежка сбоку; также у аозай остались только две полы
вместо пяти. После раскола Вьетнама в 1954 году этот костюм перестал
использоваться в Северном (социалистическом) Вьетнаме как слишком дорогая
и не слишком удобная в работе одежда, но в Южном Вьетнаме аозай любила
носить первая леди Южного Вьетнама мадам Нху. После воссоединения
Вьетнама в 1957 году аозай выходит из моды, однако обретает новое рождение
в 90-ые годы. Сейчас аозай является как повседневной,так и праздничной
одеждой вьетнамок. Он используется как школьная форма. В эту одежду, как
правило, одеты вьетнамские работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев,
аэропортов и других общественных мест.

КХАНДОНГ АОЗАЙ

Мужчины обычно носят костюм
кхандонг аозай – платье аозай в
комплекте с кхандонгом, особым
головным убором в виде ленты,
обмотанной вокруг головы на лбу
и затылке.

10. Зао – малый народ Вьетнама

ЗАО – МАЛЫЙ
НАРОД ВЬЕТНАМА
Костюм народа зао (вьетнамское наименование
яо, в который входит несколько этнических групп, в
том числе, яо с монетками и красные яо), состоит
из вышитых штанов и рубашки, причем зао с
монетками широко используют монетки, бисер и
вышивку. Красные зао названы так по цвету
головного платка и основному цвету отделки
костюмов. У красных зао, женщины носят длинную
рубашку, а мужчины – две: короткую и длинную,
причем и мужским, и женским рубашкам
вышивают рукава так,что кажется,будто короткий
рукав надет поверх длинного. Нижние штаны
вышивают растительным, фруктовым, квадратным
орнаментами, свастикой, поверх них надевают
черные штаны без рисунка.

11. Монг - малый народ Вьетнама

МОНГ - МАЛЫЙ
НАРОД ВЬЕТНАМА
Женщины народа монг (хмонги) носят льяную
одежду, украшенную вышивкой гладью с
настилом и крестом геометрическими и
природными орнаментами: устричными,
крабовыми, в форме вершин гор, спиралей,
кругов, цветов тыквы, чеснока и других. Юбка
типа «солнца» , подвязывается поясом, поверх
носят фартук. Основные цвета отделки – синий
,красный, белый и желтый.

12. Синие хани –малый народ Вьетнама

СИНИЕ ХАНИ –
МАЛЫЙ НАРОД
ВЬЕТНАМА
Хани выращивают рис и хлопок, из которого
изготавливается национальный костюм,
состоящий из головного убора, блузки,пояса,
передника и штанов. Головной убор женщинфальшивые волосы из конского хвоста,
заплетенные толстые косы, детям надевают
шапочки с бусами и бахромой. Мужчины же
носят чалму. На женских блузках нашиты
серебряные цветы. Костюм повседневно праздничный, выделенной одежды для
праздников нет; в общем изготовление
костюма занимает месяц, его вышивка –
неделю.

13. Патхен – малый народ

ПАТХЕН – МАЛЫЙ
НАРОД
Аналогично многим другим малым народам
Вьетнама, у патхен рукоделие является женской
работой, девушка должна изготовить себе
свадебную одежду сама, это занимает не
меньше месяца. Головной убор патхен похож на
вьетский «кхансеп» ,но значительно больше его
по размеру, кроме того, на патхенский
головной убор нашивают свисающие
украшения. Женская рубашка удлиненная,
передняя часть короче задней. Юбка
плиссированная, вышитые, орнаменты
покрывают бока. Перед юбки остается без
украшений, так как там спускаются концы
красного или белого вышитого пояса.

А давайте опять про наряды?:) Давно подготовила подборку про национальные костюмы одной европейской страны, но Азия опять победила. Так что сегодня у нас будет Вьетнам.
Предыдущие записи по этой теме .

Аоза́й (вьетн. Áo dài) - национальный женский вьетнамский костюм, представляющий собой длинное платье с двумя разрезами, одетое поверх штанов.
Принято считать, что история аозай берёт начало в 1744 году. Как следует из одних источников, именно тогда король Ву Выонг Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским влиянием в культуре,придумал национальный вьетнамский костюм, состояющий из платья с четырьмя полами, а также из брюк (до этого во Вьетнаме было принято носить юбки). Другие же источники утверждают, что сделал он это в целях "преодоления отсутствия единообразия в одежде в разных частях страны после конфликта феодальных правителей".

Но, как бы то ни было, в ту пору аозай стали носить не только женщины, но и мужчины (сейчас мужчины очень редко надевают аозай, как правило, только на важных церемониях). В начале 19-го века у аозай появилась пятая пола.Четыре основные полы аозая символизируют родителей супружеской пары, а пятая — самого́ носящего. Пять пуговиц символизируют пять элементов воспитания человечности по конфуцианской философии: доброта, вежливость, благородство, разум и преданность. Они также служат символом пяти известных в то время планет солнечной системы: Меркурий,Венера,Марс, Юпитер и Сатурн.

Начиная с 1930-х годов под влиянием западной культуры женский аозай начал стремительно меняться: чтобы подчеркнуть грудь, были убраны пуговицы спереди и появилась застёжка сбоку; также у аозай остались только две полы вместо пяти. После раскола Вьетнама в 1954 году аозай перестал использоваться в Северном (социалистическом) Вьетнаме как слишком дорогая и не слишком удобная в работе одежда, но в Южном Вьетнаме аозай был по-прежнему в моде, чему немало способствало то, что аозай любила носить первая леди Южного Вьетнама мадам Нху. После воссоединения Вьетнама в 1975 году аозай выходит из моды, однако обретает новое рождение в 90-е годы. Сейчас аозай является как повседневной, так и праздничной одеждой вьетнамок. Аозай используется как школьная форма. В аозай, как правило, одеты вьетнамские работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других общественных мест.

Современный аозай часто отступает от канонов: может быть с традиционным высоким воротником, но может быть и с низким воротником или вовсе без воротника; аозай может быть закрытым, но может иметь вырез; варьируется длина рукавов, а также длина самого платья и высота разреза на платье.

Прежними остаются взгляды на цвета и цели применения аозай.В аозай ходят в учебные заведения грациозные школьницы и студентки. Молодые девочки носят белые аозай без украшений, символизирующие их чистоту. Аозай предпочитают носить молодые женщины-служащие в современных офисах, работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других общественных мест. И продавщицы на базаре в нем иногда ходят, особенно в праздничные дни или перед Новым годом.

В новогодние праздники обычно носят яркие платья. Во время проведения поминок или традиционных обрядов часто носят коричневые, фиолетовые, сине-фиолетовые, кофейно-молочные платья с узорами. В дождливую погоду носят темные платья, а в солнечную - светлые с прозрачным водяными узорами.


Аоза́й (вьетн. Áo dài, 襖𨱽, 奥黛) — вьетнамский костюм, преимущественно женский. В современной форме это длинная шёлковая рубаха, надетая поверх штанов. На вьетнамском языке слово «аозай» означает длинную рубаху или платье.

Принято считать, что история аозай берёт начало в 1744 году. Как следует из одних источников, именно тогда король Ву Выонг Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским влиянием в культуре, придумал национальный вьетнамский костюм, состояющий из платья с четырьмя полами, а также из брюк (до этого во Вьетнаме было принято носить юбки). Другие же источники утверждают, что сделал он это в целях "преодоления отсутствия единообразия в одежде в разных частях страны после конфликта феодальных правителей".

В современной жизни аозай носят вьетнамские женщины на праздничных мероприятиях, в торжественной обстановке, и оно также является форменным костюмом школьниц, студенток и сотрудниц многих компаний во Вьетнаме.


История

Аотытхан (до XVII века)

Происхождение аозая до конца не выяснено. Судя по рисункам, вырезанным на бронзовых барабанах Нгоклу десятками веков тому назад, первый аозай был сделано из звериных шкур и птичьих перьев ещё до династии сестёр Чынг (38—42 гг.). Из чувства уважения к героиням вьетнамские женщины в тогдашнее время носили не аозай с двумя полами, а аотытхан с четырьмя полами, символизирующими своих родителей и сестёр Чынг.


Аозай у участниц конференции в Ханое, 2001 г.


Аонгутхан (XVII—XIX века)

При императоре Зя Лонге (1802—1819 гг.) в фасоне аозай с четырьмя полами было сделано изменение, заменившее 4 полы на 5. Аонгутхан носили дворяне и горожане. Четыре основные полы аозая символизируют родителей супружеской пары, а пятая — самого́ носящего. Пять пуговиц символизируют пять элементов воспитания человечности по конфуцианской философии: доброта, вежливость, благородство, разум и преданность. Они также служат символом пяти известных в то время планет солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс Юпитер и Сатурн. Коричневый или чёрный аозай в те годы подпоясывали разноцветным поясом. На праздниках женщины носили аозай в комплекте с широкой плоской шляпой с маленькими полями (нонкуайтхао) и с чёрным головным платком мокуа (в то время конической шляпы нонла еще не было).


Аозай моделей Ле Мур и Ле Фо (1932—1935)

В начале XX века вместе с экономическими нововведениями поменялся и подход к выбору ткани и фасона женской одежды. Во Вьетнаме стали использоваться разноцветные ткани многих сортов. Наиболее серьёзными стали изменения, внесённые 1934-м году под влиянием западной культуры художником Ле Муром (настоящее имя — Нгуен Кат Тыонг (вьетн. Nguyễn Cát Tường)). Изданием журнала «Красота-1934», организацией публичных показов новых моделей аозая, а также проведением мероприятий по популяризации аксессуаров Ле Мур внёс существенный вклад в развитии аозая.

В этот период другой художник, Ле Фо (вьетн. Lê Phổ), также осовременил аозай, благодаря чему аозай приобрёл новый вид, не выходя за пределы традиционного силуэта.


Аозай с открытым воротником (с 1958-го года)

В конце 1958-го года молодёжный аозай с открытым воротником впервые появился на юге Вьетнама, в Сайгоне (современный Хошимин). Цвет таких аозаев варьируется от чёрного, коричневого до красного, голубого и белого, используются узорчатые ткани.


Особенности аозай

Боковой разрез на платье аозай зависит от региона, возраста, а также менялся в течение истории страны. У женщин центрального региона Вьетнама разрез низкий, обычно на несколько сантиметров ниже пояса, а у южанок — на такое же расстояние выше пояса.

Кроме того, из-за множеств соответствующих собственной фигуре параметров, производство аозай нельзя поставить на поток в промышленном масштабе. Каждое платье шьют индивидуально для конкретного клиента, а при небольшом изменении фигуры нужно заказать другое, так как аозай очень сложно перешить.


Аозай хюэских школьниц


Аозай — символ Вьетнама

Аозай с высоким воротником, двумя полами, подшитый шёлком и сеткой, обычно украшается цветочной, орнаментальной или сюжетной вышивкой. Аозай вместе с широкими штанинами и национальной шляпой нон является одним из символов современного Вьетнама.

Вьетнамские женщины носят аозай на торжественных мероприятиях, на Новый год и свадьбах. Для таких случаев обычно выбирают платье красного цвета, символизирующего счастье и удачу, а фасон зависит от профессии и возраста носителя, а также значимости самого праздника. Во многих компаниях аозай является форменной одеждой для приёма гостей или клиентов. В учебных заведениях формой школьниц и студенток является аозай белого цвета, символизирующего душевную чистоту. Его носят и в повседневной жизни.

Существует мужской вариант аозая, который отличается как более широким кроем, так и увеличенной плотностью ткани. На торжественных приёмах вьетнамские мужчины носят аозай как парадный костюм. В 2006-м году на организованном во Вьетнаме саммите АТЭС руководители разных стран вьетнамский аозай.


Танцовщицы в фиолетовых аозай


Аозай в искусстве

Образ вьетнамской девушки в аозае широко представлен в искусстве. Многие вьетнамские поэты описывали аозай в своих произведениях, ему посвящены сочинения популярных композиторов, таких как Фам Зуй и Чинь Конг Шон.

В 8 километрах к юго-западу от Ханоя, вблизи городка Хадонг (с 2000 года вошёл в состав Ханоя) находится «шёлковая деревня Ванфук», местные ткачи которой издревле сохраняют и совершенствуют древние способы ручного изготовления шёлковых тканей. Нго Тхюи Мьен написал для фильма «Платье из шёлка «хадонг»» (2006) песню на стихи Нгуен Ша «Платье из шёлка «хадонг»» (Áo lụa Hà Đông), в заглавие фильма вынесены строки:

"В сайгонской жаре мне вдруг стало прохладно
Потому, что у тебя платье из шёлка «хадонг»"

Картина «Девушка у лилии», написанная в 1943-м году художником То Нгок Вамом, стала самой известной в современной живописи Вьетнама.


Понятие аозай в Большой Энциклопедии Вьетнама — Khái niệm Áo dài trên BKTT VN (на вьетнамском языке)
Аозай — национальная душа вьетнамских женщин — Áo dài — «quốc hồn» của phụ nữ Việt (на вьетнамском языке)

Традиционные костюмы Вьетнамского народа, как правило, простые и скромные. Мужчины носят коричневые рубашки и белые брюки. Их головные уборы представляют собой простой кусок ткани, обернутый вокруг головы, а обувь - пара простых сандалий.

На официальных церемониях мужчины одевают два дополнительных элемента одежды: длинное платье с разрезами по бокам, и тюрбан, обычно черный или коричневый, - из хлопка или шелка. В феодальные времена, когда город Хюэ был столицей, во Вьетнаме преобладал строгий дресс-код. Простые люди не имели права носить одежду с красителями, и их одежда состояла из черного, коричневого или белого цвета. Костюмы в желтых тонах были разрешены только императорской семье. Фиолетовые и красные тона были предназначены для высокопоставленных чиновников и судей, в то время как одежда из синих тонов была исключительно для мелких чиновников и судей. Мужская одежда постепенно менялась вместе с социальным развитием общества.

Традиционный набор длинное платье и тюрбан, уступили место более современным дизайнерским костюмам, в то время как в бизнесе - рубашки и брюки пришли на смену традиционной рубашке с длинными рукавами и широкими брюками. Традиционные костюмы по-прежнему существуют и в последнее время набирают популярность, что связано с желанием правительства и общества восстановить традиционные праздники и развлечения, которые в обязательном порядке включают традиционные костюмы.

Молодые женщины предпочитают светло-коричневого цвета, короткие рубашки с длинными черными юбками. Их головной убор - это символические Вьетнамские конические шляпки. Чтобы визуально сделать свою талию меньше, они плотно закрепляют на ней длинный кусок ткани, - розового или фиолетового цвета. На официальных мероприятиях они носят специальное трехслойное платье называемое "ao dai", - длинное платье с разрезами по бокам.

Первая часть платья - особое шелковое платье называемое "ao tu than" , которое выполнено в коричневых или светло-коричневых тонах, с четырьмя прорезями, делящие платье поровну на его верхнюю и нижнюю часть. Второй слой, - платье в светло-желтых тонах и третий слой - розовое платье. Когда женщина надевает все три платья, то она крепит их специальными кнопками по бокам, а на груди оставляет расстегнутыми так, что бы они образовывали форму воротника. Это позволяет ей демонстрировать разные цвета в верхней части платья.

Со временем традиционные платья "ao dai" прошли через ряд определенных изменений. Длинные платья в настоящее время тщательно адаптированы (подогнаны) под тело вьетнамских женщин. Полосы длинных разрезов вдоль боков позволяют платью иметь две свободные друг от друга «плавающие» части. Данные части платья очень долго подвергают обработке паром для придания им «воздушности».

Изящно выглядящую коническую пальмовую шляпку, которая традиционно известна как "non bai tho" (шляпа со стихами, написанными на ней), носят как часть вечернего женского костюма. Эта традиционная коническая шляпа особенно хорошо подходит для тропической страны, такой как Вьетнам, где постоянно палящее солнце и краткосрочные дожди. Чтобы сделать коническую шляпу, производители шляп выбирают молодые пальмовые листья, которые затем длительное время высушивают под солнцем. Далее, под почти прозрачные слои высушенных пальмовых листов подкладывают рисунок. Ниже рисунка есть отрывок из поэзии, который будет рассказывать окружающим определенную информацию о владельце шляпы.

В последние годы эхо современной зарубежной моды донеслось и до Вьетнама, особенно это отчетливо видно в крупных городах - Ханой и Хошимин , однако женщины в городских и сельских районах предпочитают традиционные платья "ao dai". Вообще, вьетнамская одежда очень разнообразна. У каждой этнической группы во Вьетнаме есть свой собственный стиль в одежде. Более чем тысячи лет, традиционная одежда всех этнических групп во Вьетнаме подвергалась изменению, но каждая этническая группа поддерживала собственные традиции в национальной одежде.

В горных районах, люди живут в домах, построенных на сваях, носят брюки или юбки с майками, выполненными в индиго дизайне, с мотивами имитирующих диких зверей и цветов. В Северных возвышенностях и Центральном нагорье, молодые женщины носят юбки и майки с красивыми и разноцветными декорациями в одежде, которые удобны для работы на ферме, в террасовых полях и путешествии по холмистым склонам и горным ущельям.

Женским национальным костюмом во Вьетнаме считается платье Ао Зай (Ao Dai). Если перевести дословно, то получится незамысловатое название «Длинное платье».

Ao Dai – это шелковая облегающая блуза с длинными до пола полями с разрезами до талии и брюки из более плотного материала.

У вьетнамок считается белый (не загорелый) цвет кожи признаком аристократизма. Именно поэтому у Ао-Зай длинные рукава у блузы.

Сейчас это платье бывает различных фасонов:

  • — с длинными рукавами;
    — с рукавами до середины локтя;
    — с воротником-стойкой;
    — без воротника;
    — с вышивкой и без;
    — однотонное и с рисунком.

Девушки носят его в старшей школе, институте, на работу, и даже на торжественные мероприятия

Никто не знает точного происхождения вьетнамского национального платья. Известно только, что в VIII веке повелитель Нгуен провозгласил Ao Dai национальным костюмом всего Вьетнама.


Особое внимание уделяется цвету платья. Чем девушка старше, тем ярче у нее платье. А у молодых девушек Ао Зай без украшений и совсем белое, символизирующее их чистоту. Влюбленные носят фиолетовое платье, а невесты красное. Чиновники или просто уважаемые люди носят синее.

Во Вьетнаме есть целые деревни, которые занимаются шитьем национального платья Ао Зай.

В Муйне можно пошить себе такое платье в ателье, нужно только выбрать ткань. К вопросу по выбору ткани надо подойти очень ответственно, ведь именно от того, какой щелк вы выберете, зависит, будет ли это праздничный костюм или повседневный.

Я шила себе Ао Зай в ателье «Roxy-Tailor» из щелка специально подобранного в далатской щелоковой фабрике (). Так что, если вы хотите быть оригинальными и выделяться не стоит выбирать ткань в самом ателье. Тут она стандартных расцветок, что говорится как у всех.

Это я поняла, когда развернула в ателье свою ткань. Я еще не смотрела, какой ассортимент предлагают в ателье, но все дамы, находящиеся в ателье «Roxy-Tailor» , начали спрашивать, где и почем я купила эту ткань. А лдна женщина узнала меня даже в Фантьете (запомнила же меня, хотя видела всего 5 минут в «Roxy-Tailor» ) и расспрашивала про магазины тканей и про то, что еще и главное где интересного стоит посмотреть.

Так что, если вы хотите себе оригинальный костюм стоит съездить в Далат или на городской рынок в Фантьет, там, в магазинчике около рынка, я тоже видела красивую ткань.